Татьяна Пекке
Экологическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «экология» дословно переводится с греческого как «наука о доме». Под домом здесь подразумевается наша прекрасная и неповторимая планета Земля с её природными богатствами. Сейчас без экологического воспитания становление культурной цивилизованной личности немыслимо.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами.» В. И. Вернадский
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Само существование человека немыслимо без природы, человек неотъемлемая её часть и задача любого педагога донести до ребёнка неразрывную взаимосвязь природы и человека. Дошкольные учреждения являются первой ступенью этой системы, и с них начинается работа по формированию экологически грамотной и ответственной личности.
Задачи и содержание работы по экологическому воспитанию детей средней группы:
*Формировать начальные представления об окружающей среде и роли человека в ней.
*Развивать наблюдательность, учить подмечать интересные и красивые природные явления (росу, снегопад, деревья в зимнем убранстве, золотой наряд осенних деревьев, первые цветы на клумбах, появление весной первых насекомых, перелётных птиц).
*Развивать интерес к природе, её явлениям и объектам, а также поддерживать его на высоком уровне посредством игр, чтения литературных произведений, загадок и т. д.
*Дать информацию о жизни людей в разных климатических зонах, вариантах их приспособления к суровым природным условиям, способам защиты.
*Расширить представления об изменениях в состоянии растений, животных и объектов неживой природы
*Дать первичное представление об экосистемах (лес, луг, река, море) и взаимосвязях.
*Учить устанавливать простые причинно-следственные связи (весной появляются цветы, трава, насекомые, прилетают птицы, потому что появилась пища для них и стало тепло, а также делать экологически целесообразные выводы на основе их изучения (птицы едят вредителей сада — значит, нужно беречь птиц, чтобы в садах было меньше гусениц).
*Поощрять и поддерживать такие качества, как сочувствие, сопереживание, доброта и человечность по отношению к живым существам.
*Учить беречь природу и ответственно относиться к ней в целом, а также её ресурсам.
*Воспитывать чувство ответственности за жизнь зависящих от детей существ.
Методы и приёмы, используемые при формировании экологического мышления и культуры дошкольников, подразделяют на словесные, наглядные и практические.
Практические методы делятся на:
1. практические:упражнение,элементарные опыты,моделирование;
2. игровые:дидактические и творческие игры,создание игровых ситуаций,действия с игрушками.
Наблюдение является главным методом экологического воспитания дошкольников. Благодаря правильно организованному наблюдению дети могут ознакомиться с явлением или объектом природы с помощью всех своих чувств: зрения, обоняния, осязания, вкуса.
Весёлые загадки, зачастую в стихотворной форме, представлены в изобилии как в печатных, так и интернет-источниках. Они послужат хорошим дополнением к любой части тематического занятия по экологии.
Очень важным методом экологического воспитания является создание экологоразвивающей среды в ДОУ (в группе и на участке учреждения). Экологическая развивающая среда необходима в каждой группе. Для этого в каждой группе необходим я считаю живой уголок, который станет неотъемлемой частью экологического воспитания. Для создания живого уголка в группе подбирают растения и животных, которые соответствуют требованиям безопасности и дидактической целесообразности. Нельзя заводить агрессивных животных с непредсказуемым поведением, ядовитые и колючие растения. Кроме того, они должны быть неприхотливы и не трудоёмки в уходе. Мотивировать и побуждать детей к образовательной и всякой иной деятельности нужно с учётом их возрастных психологических особенностей. Первые признаки формирования экологической культуры — проявление доброжелательности и ласки к живым созданиям природы. Девочки склонны более выразительно и ярко выражать эмоции, умиляться видом детёнышей животных, восхищаться цветами, цветущими деревьями. Мальчикам свойственно рассматривать природу как источник практически применимых материалов (камешков, палочек, каштанов). Хотя подобное деление очень условно.
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».
Сухомлинский Василий Александрович