алла колесникова
Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство-''золотое время''для эмоциональной жизни человека. Ребенок-прежде всего существо чувствующее,а потом мыслящее. Нас заражает детский смех своей искренностью и радостностью. Мы любим делать детям подарки,потому что их восторг неподделен и ярок. Горькие детские слезы никого не оставляют равнодушными. Дети не знают продолжительных радостей или горестей,но зато отдаются им всей полнотой своего существа. Но эта власть момента,создавая эмоциональную подвижность в детской душе,делает ребенка душевно уязвимым,беззащитным.
Взрослые,переживая самые тяжелые чувства,одновременно
Публикация «Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте» размещена в разделах
имеют в душе много других чувств: жизнь широкая,
разнообразная,привязывает к себе бесчисленными мелкими
радостями. Дитя может забыть свое горе,но пока оно его переживает,оно для него глубоко,безвыходно,бездонно.
В развитии эмоциональной жизни ребенка огромное значение имеет свобода выражения чувств. Застенчивость
часто является итогом горького социального опыта,она всегда
вносит напряжение в душу ребенка,задерживает его естесвенное выражение чувств. Ребенку необходима свобода
в телесном выражении чувства. Все,что стесняет,
останавливает дитя в этом направлении,тяжело сказывается
на его эмоциональной сфере.
Мы нередко наблюдаем и испытываем на себе гнев малыша.
У детей этого возраста формируется чувство мести (что
можно рассматривать как активную форму выражения гнева
для ребенка и это относительно здоровее,чем пассивная
форма,когда гнев ''душит'').Задача взрослого-научить ребенка
проявлять гнев в таких формах,которые были бы безопасны
для него и окружающих,научить понимать эту эмоцию,
распознавать ее. Отождествление гнева и злобы,столь частое
у взрослых,детям не присущи!Можно даже утверждать,что
появление злобы у детей есть верный симптом тяжелой
наследственности или скверных условий жизни ребенка.
Детская жестокость. Ребенок вовсе не равнодушен к чужим
страданиям,если только он видит перед собой страдание.
Нередко,''мучая''животное,дитя не жестоко,психология здесь
более сложна. Фактор нечувствительности объясняется игрой:
то,что эти маленькие существа пищат,оказывают сопротивление,барахтаются,только повышает удовольствие игры. Дети играют с животными,с людьми,наслаждаясь не
мучениями,а сопротивлением,отсутствием той безопасности
которая делает игру с вещами,Дитя вообще еще мало думает
о внутреннем мире другого. Родители часто упрекают детей
в равнодушии к ним,в нечутком и ''черством''отношении.
Так,дети могут беззаботно и весело играть в дни болезней,
горя. Ребенок действительно живет для себя,если он вберет
взрослое горе в свою душу,то может не справиться с этой
нагрузкой. Перед взрослым стоит сложная задача:не опекать
ребенка чрезмерно от печальных эмоций,но и внутренний
мир другого объяснить так,чтобы не создать непосильной
нагрузки для детской психики.
Упрямство-это упорное отстаивание своей воли,нежелание
склониться ни перед просьбой,ни перед наказанием. Это
предварение сильного характера.
Чувство своей силы и чувство своей слабости-таковы две
полярные формы самочувствия,развивающиеся очень рано.
Одно связано с творческой активностью,с пробами свободного проявления своей личности,а другое-с отказом от
своей воли,с приспособлением к другим и подчинение им.
Взрослые нередко говорят ребенку,желая вызвать известную
чувствительность к чужому мнению: стыдись,как тебе не
стыдно!Смысл психологической установки,определяемой как
''стыд'',заключается в мучительном и тягостном сознавании
того,что личность наша не''недостойна'',не стоит на должной
высоте. Родителям важно узнать,что социальная форма стыда
односторонне развитая в детской душе,очень замедляет
развитие индивидуального стыда. ''Стыд есть функция в нас
целомудрия,духовной целостности''(В. Соловьев, и острие
этого направлено на нашу личность,а не на то или иное ''дело''.Объекты стыда меняются,но самое чувство остается.
Стыд всегда предполагает раздвоение в нас: есть то,чего мы
стыдимся,и есть способность оценивать это ''падение''.
Ребенок не относится к миру пассивно,он ищет в нем смысл
(''А почему?'',''А зачем?'',''А что это?'').''Ребенок живет настоящей духовной жизнью,ибо,в чем же ярче может сказаться духовная жизнь,как не в искании смысла?''.
(В. Зеленьковский).Это искание у ребенка связано больше c
задачами эмоциональными,чем рассудочными. Познавательная
сфера ребенка развивается из эмоционального мира.