Сунко Татьяна
Конспект «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: Экологическое воспитание дошкольников.
Выполнила : воспитатель Сунко Т. А.
Экология – это то что окружает каждого из нас. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Публикация «Конспект „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать, проблемы нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.
Сейчас широко применяются понятия экология культуры, экологическая этика, экологическая неграмотности т. д.
Нельзя воспитать доброе и бережное отношение детей к материальным и духовным памятникам народа без воспитания бережного отношения к природе, так как культура народа всегда неразрывно связана с природой родного края и Отечества. Экологическое воспитание детей выходит за рамки обязанностей только биологов и экологов и превращается в общепедагогическую проблему, обязательную для всех педагогов.
Дошкольные учреждения играют важную роль в экологическом воспитании, особенно если оно осуществляется вместе с родителями.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях может проводиться как в комнатной обстановке, так и на природе: в сквере, в саду, в лесу, на море и т. д. Наблюдения над жизнью природы под руководством воспитателя дают очень много для развития ребенка. Сказки, рассказы, яркие красочные герои не могут заменить наблюдений природных явлений, изменяющихся по временам года. Такие наблюдения дают детям нужные им навыки, знания и определяют бережное отношение к природе. В этой связи имеют значение не случайные, разрозненные знания, а их система, отражающая самые главные, существенные закономерности, например, целостность живого организма, связь организма со средой обитания: питание, способы защиты и др. Исследования и практика показывают, что такие знания доступны ребенку, если соблюдаются условия:
1. Знания о природе представлены детям наглядно;
2. Детей включают в разные виды практической деятельности, что позволяет им применить знания и участвовать в простых опытах в роли исследователей.
Прежде всего необходимо, чтобы воспитатели были достаточно компетентны в области педагогики и психологии, владели краеведческим материалом, знали особенности местной природы, причем не столько названия цветочных растений, кустарников, деревьев, насекомых, птиц, зверей, сколько специфику и образ жизни, поведение и значение для человека.
Занятия в помещении, в комнатных условиях могут быть самыми разнообразными. Это и чтение рассказов о растениях, жизни птиц и зверей, экологические сказки, беседы о природе родного края; рисование детьми любимых животных и растений и т. д. ; наблюдение за растениями и животными под руководством воспитателя.
Эффективна такая форма работы, как знакомство детей с экологическими сказками, так как наиболее полно можно использовать средства эмоционального воздействия на психику ребенка, прививая любовь к природе и бережное отношение к ней.
Детям нравится содержание экологических сказок, потому что цветы, растения и животные разговаривают, совершают хорошие и плохие поступки, вызывающие у детей сочувствие, радость, нежность или гнев, досаду, недовольство.
Экологические сказки учат детей не быть равнодушными, побуждают к размышлению, развивают положительные эмоции, воспитывают бережное отношение к природе, формируют правильное поведение в парке, сквере, в лесу и т. д.
Во время прогулок в районе детского сада воспитатель может вести постоянные наблюдения за поведением птиц, слушать их голоса и научить их различать. С этой целью заранее прикрепляют несколько скворечников в сквере или у здания, где есть деревья, делают несколько простых кормушек для воробьев, синиц, голубей. К этой работе привлекают и родителей.
Во время прогулок с родителями дети встречаются с разными интересными живыми объектами: растениями, цветами, грибами, жуками, стрекозами, бабочками, комарами и клещами. Дети узнают, что ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу, а ядовитые растения нельзя брать в руки; что комары могут заразить малярией, а клещи- энцефалитом. Взрослые заботятся о том, чтобы предупредить заражение этими болезнями.
Особенно интересны выходы (выезды) летом с родителями на побережье водоема, моря, где дети могут познакомиться с редкими объектами, которые не встречают на обычных прогулках.
В экологическом воспитание маленьких детей, необходимо активное участие родителей в проведении совместных работ с воспитателем : КВН, вечеров отдыха на природе, рейдов по охране, экскурсий на предприятия.
Жизненная позиция человека формируется с детства, поэтому воспитатель организует экологическую подготовку детей с младшего возраста, когда развитие эмоционального внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Экологическое развитие ребенка осуществляется в процессе освоения им экологической культуры общества, в которой отражается опыт взаимодействия человека и природы. Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной творческой деятельности нельзя воспитать бережное, любовное отношение к природе.
Литература
1. Сакирдонова Т. И. Сединкин А. Н. «Экологическое воспитание дошкольников в Крыму» / 1995.
2. Азбука экологического воспитания «Дошкольное воспитание»/1995.