МААМ-картинки

Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики

Нина Владимировна Ковпачук
Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определё нные перемены: обновление содержания образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ : «Радуга», «Детство», «Истоки», «Наследие», «Приобщение и истоки народной культуры», которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновлённое содержательно-методическое обеспечение.

Публикация «Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики» размещена в разделах

Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциональных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Князевой О. Л. и Маханёвой М. Д. в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» была предпринята попытка восполнить этот пробел. Её результатом стала образовательная программа, теоретическую основу которой составили положения концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И. А Ильин, Д. С. Лихачев и др.)

Так же Ольгой Львовной и Марией Давыдовной были предложены материалы к конспектам занятий в дополнение, такие как:

- различные сведения из разных исторических, этнографических искусствоведческих источников о праздниках, традициях.

- сказки, былины и другие средства народной педагогики для использования на занятиях;

- небольшой словарь наиболее употребительных в народных сказках пословицах, поговорках старинных русских слов.

Цель программы - введение детей в традиционную русскую культуру. По замыслу авторов, обращение к народному наследию, к народной культуре не изоляция в этически замкнутом пространстве, а приобщение детей к таким духовным ценностям, которые и являются связующим звеном между людьми. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей и народов. Народная культура передаётся от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития. Авторы указывают: «Традиционная отечественная культура в многонациональной России - это сложный сплав самых разных этнических традиций. Традиционная отечественная культура понимается не в узком смысле (как «крестьянская», «простонародная», а в широком - культура страны, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, её населяющих».

Принципы, на которых построена программа, могут быть использованы при изучении культуры любого народа России и мира.

Программа «Наследие» не изолируется от требований жизни. Она даёт прочную и здоровую основу для реализации самых современных идей в области естественнонаучных и гуманитарных знаний. И как отмечала М. Новицкая, «содержание на котором строится работа,- это глубочайший по своему объему и значению материал традиционной отечественной культуры, из которого педагоги и родители могут бесконечно черпать крупицы народной мудрости».

Работа по программе «Радуга» ведется в детском саду с 1989 г. под руководством Т. Н. Дороновой, кандидатом педагогических наук. Авторский коллектив: Е. В. Соловьева, В. В. Гербова, Т. И. Гризих и др. отмечают, что необходимо использовать как можно эффективнее дошкольный возраст для полноценного развития ребенка. Однако, в выдвинутых авторским коллективом перед воспитателем общих задач, не сказано, что следует приобщать детей к народной культуре, хотя в программе «Радуга» отводится место малым жанрам народной педагогики, к примеру: в младшем дошкольном возрасте авторы предлагают включить в список произведений художественной литературы устное народное творчество, такое как: песенки, потешки русского народа : «Сидит, сидит зайка», «Заяц Егорка», «Жили у бабуси.», «Куда, Тома, едешь.», «Тень-тень-потетень.», «Улитка, улитка.» и др. : считалки, скороговорки, небылицы «Шла собака через мост.», «Котик-коток.», «От топота копыт», «Шел баран.» и др. ; сказки русского народа «Волк и семеро козлята» обраб. Л. Н. Толстого, «Лиса и тетерев»- обраб. Л. Н. Толстого, «Кот, петух и лиса» - обраб. М. Боголюбского, «Петушок и бобовое зернышко» - обраб. О. Капицы и др.

Авторы программы преследуют цель : на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др. Но, в программе не отмечено, что все перечисленные качества личности можно развивать гораздо эффективнее, если использовать средства народной педагогики.

В работе по программе «Радуга» придается большое значение созданию традиций, которые позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоиться, дают ребенку чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу положительных эмоций.

К большому сожалению, авторский коллектив не учел возможности не только создавать свои традиции, которые, безусловно, реализуют поставленные цели программы, но и использовать те традиции, которые накоплены на протяжении многих веков, которые существуют и так хорошо представлены в порциональных программах «Наследие» М. Новицкой, Е. В. Соловьевой и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой».

«Детство» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Содержание программы реализуют принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хоровым играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам. К примеру: План-Программа образовательно-воспитательной работы в детском саду предлагает в разделе художественная литература за первый квартал познакомить со следующими средствами народной педагогики :

Сентябрь

Песенки. «Много мошек.», «Заря-зарница.»; пословицы, скороговорки, считалочки, загадки: «Раз картошка, два картошка.», «Сентябрьская скороговорка», сказки «Крылатый, мохнатый да маслянный» (обр. Карнауховой). «Царевна-лягушка» (обр. М. Булатова).

Октябрь

Песенки «Как у бабушки козел.», «Боровик, боровик.», «Земелюшка добра, «В саду на груше». Считалки «Ежик, ежик, чудачок.»

Сказки «Заяц-хвостун» (обр. О. Капицы). «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы).

Ноябрь

Песенки, потешки.

«Как на тоненький ледок.», «Федул, что губы надул?.» Пословицы, скороговорки, считалки, загадки: Н. Кончаловская «Посадила бабка в печь.» «Сидят рыбаки.»

Хотя программа «Детство» и реализует этнокультурный принцип, можно сказать, что этому уделяется недостаточно внимания, а план-программа содержит небольшой материал для реализации поставленного принципа.

Таким образом, можно заключить, что самый полный и разнообразный материал по приобщению к народной культуре средствами народной педагогики содержится в парциальных программах «Наследие» М. Новицкой, Е. В. Соловьевой и в программе К. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Авторы методического пособия «Знакомство детей с русскими народным творчеством» подчеркивают, что через фольклор можно узнать, как жили русские люди, как отдыхали, чем украшали свой быт. Ведь содержание фольклора отражает духовный мир, мысли, чувства предков.

Педагоги отмечают, что восприятие частушки доступно детям второй младшей группы, но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок - это для детей старшего возраста.

Все это указывает на систематичность проведения занятий по приобщению детей к истокам народной культуры через средства народной педагогики.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре через средства народной педагогики помогает в приобретении детьми культурного богатства русского народа, в формировании эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Публикации по теме:

Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования.

Изучение уровня освоения программ дошкольного образования методом педагогических наблюдений Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранения его уникальности.

Календарный план по теме: «Формирование гражданской принадлежности средствами музейной педагогики» Возраст: старшая группа. Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Задачи: 1. Образовательная: воспитывать.

Особенности формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образования Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государству.

Обеспечение качества музыкального образования и патриотического воспитания дошкольников с использованием музейной педагогики Презентация для защиты на высшую квалификационную категорию музыкального руководителя. Тема:"Обеспечение качества музыкального образования.

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики Что разумеют, говоря «мегель»? (М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела) — Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

Развитие креативности средствами музейной педагогики Слайд № 1Добрый день уважаемые коллеги!Слайд № 2 Дошкольный возраст очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок.

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный фундамент.

«Ура!!! Мы едем на экскурсию!» Личностное развитие детей средствами музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, на стороне человек.

Всестороннее развитие личности ребенка средствами музейной педагогики Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики
Опубликовано: 12 июля 2015 в 23:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Нина Владимировна Ковпачук (УИ 34713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД