Зоя Виталиевна Разумная
Экологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки «Природа проснулась» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание. Конспект занятия-прогулки "Природа проснулась» в разновозрастной группе
Цель: формирование экологических представлений.
Задачи:
Образовательные: учить детей самостоятельно определять признаки весны;
закреплять знания о первоцветах, деревьях, кустарниках, птицах и животных.
Развивающие:
Публикация «Экологическое воспитание, Конспект занятия-прогулки „Природа проснулась“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
развивать внимание, способность наблюдать, размышлять, описывать;
устанавливать причинно-следственные связи;
развивать связную речь;
расширять словарный запас детей;
развивать логическое мышление;
развивать умение испытывать радость от прогулки.
Воспитательные:
воспитывать любознательность;
бережное и заботливое отношение к природе;
экологическую культуру.
Предварительная работа: наблюдения, загадки о весне, заучивание стихотворений о весне, прослушивание песен о весне, музыки П. И. Чайковского «Времена года».
Методы и приемы: рассказ-беседа, наблюдение, выводы, пояснения.
Ход целевой прогулки:
1. Беседа – наблюдение.
Воспитатель: ребята, мы идём на прогулку. Послушайте стихотворение:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна. Автор: Е. Карганова
Воспитатель: о каком времени года идет речь в стихотворении? (о весне)
Воспитатель: какие изменения происходит весной в природе? (ответы детей)
Воспитатель: много радости весна дарит людям.
какие радости, кто может ответить? (весной тепло, прилетают птицы, небо голубое, на деревьях появляются листочки, зеленеет травка)
Воспитатель: давайте полюбуемся красотой весенней природы, послушаем пение птиц.
Воспитатель: дети, как вы думаете, чем пахнет весна? (ответы детей)
Воспитатель: как изменилась жизнь растений с приходом весны (ответы детей)
Воспитатель: зазеленела трава, растения просыпаются, на деревьях и кустарниках набухают почки.
Воспитатель и дети идут в весенний сад.
Обращает внимание, что человек ухаживает за природой, окрашивает стволы яблонь, убирает больные деревья.
Воспитатель обращает внимание детей, что почки у сирени уже набухли.
Начинают раскрываться листочки смородины.
Одним из первых зеленеет крыжовник.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто разбудил природу? (теплое и яркое солнце)
Воспитатель: чтобы солнышко засветило еще ярче, давайте прочтем стихотворение.
Художественное слово:
Вышло солнце из-за тучи
и нагрело снег скрипучий.
снег задумался чуть-чуть,
и ручьи пустились в путь.
Воспитатель с детьми подходят к березкам.
Воспитатель: а вот и наши старые знакомые.
Красивое дерево береза – символ России. Ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе. О ней много написано и в стихах и в прозе. Русская белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками.
Художественное слово.
Воспитатель: послушайте стихотворение о березке.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится! Автор: А. Прокофьев
Воспитатель: из каких частей состоит береза? (корни, ствол, ветки)
Воспитатель: обратите внимание на цвет коры, погладим березоньку, какая она? (гладкая).
Воспитатель: кто знает, какую пользу приносит береза? (летом прохлада, для птиц дом, очищает воздух)
Воспитатель: дети, деревья нужно беречь, нельзя ломать ветки.
Весной можно увидеть, как плачет береза, по белым стволам стекают прозрачные сладкие «слезы» - березовый сок. Березовый сок - это вкусный и полезный напиток, но брать его у березы надо аккуратно и немножко. Если береза потеряет много сока, то дерево может погибнуть.
Воспитатель: обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.
Воспитатель: дети, почему в некоторых местах трава появилась, а в некоторых еще очень мало? (где много солнца, там и травы много, где тень, травы еще нет)
Игра «Назови ласково»
(необходимо образовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ручей – ручеек, лужа – лужица, снег – снежок, солнце – солнышко, дерево – деревце, почка – почечка, туча – тучечка, вода – водичка, лист – листочек, капля – капелька, небо – небушко, облако – облачко, птица – птичка, день – денечек, луч – лучик.
Воспитатель: природа уже пробудилась ото сна. Птицы возвращаются из жарких стран. Какие птицы уже прилетели? (грачи, скворцы)
Воспитатель: птицы строят гнезда. Скоро отложат яйца и начнут высиживать птенцов.
Воспитатель:уже прошли первые весенние дожди, расцвели первые цветы мать-и-мачеха, пролески, показались из земли тюльпаны. Появляются пауки и муравьи. А какие первоцветы вы знаете? Если вы их назовете правильно, то засияет яркое солнышко. (ответы детей)
Воспитатель: скоро много цветов расцветет вокруг и вы захотите их сорвать и подарить кому-нибудь. А можно ли это делать? Нет, потому что эти цветы не умеют стоять в вазе. Они сразу умирают. А в земле же они будут очень долго нас радовать своей красотой.
И вот весна все больше вступает в свои права. Давайте мы с вами покажем, как мы ей рады.
Динамическая пауза:
Ушла зима, пришла весна, (ходьба на месте)
Нас очень радует она! (хлопки в ладоши)
Небо синеет и солнышко греет. (сводят и разводят руки над головой)
Подснежник цветет
И трава зеленеет (наклон)
Скворцы поют, (показ клювиков)
Все птицы дружно гнезда вьют. (обхватить все пальцы одной руки ладонью
другой руки и шевелят ими)
Идет весна, весна красна,
Она прекрасна и ясна! (хоровод)
Воспитатель и дети рассматриваем все вокруг, восхищаются красотой весенней природы.
Воспитатель: ребята, послушайте народные приметы: «если береза выделяют сок- к потеплению». «Если весной много березового сока -к дождливому лету». «Увидел скворца -весна у крыльца.
Игра «Отгадай слово»
Воспитатель называет слова, а дети должны сказать, о чем говорит педагог.
Голубое, чистое, ясное (небо)
Яркое, золотое, ласковое (солнце)
Солнечный, весенний, ветреный (день)
Первые, земные, маленькие (листочки)
Безоблачное, весеннее, кружевное (небо)
Теплый, солнечный, погожий (день)
Теплое, ласковое, сияющее (солнце)
Белые, пушистые, легкие (облака)
Звонкие, поющие, веселые (птицы)
Легкий, весенний, теплый (ветерок)
Шумливый, торопливый, весенний (дождь)
Крикливые, шумные, перелетные (птицы)
Клейкие, маленькие, первые (листочки).
Быстрый, холодный, журчащий (ручей).
Дидактическая игра «Что происходит в природе весной?»
Педагог бросает ребенку мяч, задавая вопрос. Ребенок, ответив на вопрос, возвращает мяч воспитателю.
Солнце что делает? (светит, греет)
Птицы что делают? (щебечут)
Ручьи что делают? (бегут, журчат)
Какое небо весной? (чистое, ясное, голубое)
На деревьях набухают? (почки)
Весной природа что делает? (пробуждается, оживает.)
Появляется зелёная (травка).
Подвижная игра «Бабочки»
Дети изображают бабочек, «легко» летают по участку, и, затем, «садятся» на цветы (приседают на корточки). Водящий пытается поймать бабочек
Воспитатель: вспомните, что мы видели сегодня на прогулке?
Воспитатель: как мы должны относиться к природе?
Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!