Варламова Татьяна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии Нового года. Конспект занятия «Зелёная ёлочка»
▼ Скачать + Заказать документы
В канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую елочку. На каждой улице открываются елочные базары. И проходя мимо, все мы с удовольствие наслаждаемся хвойным ароматом. А как пахнет квартира в которой стоит хотя бы одна ёлочная ветка. О елке - новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в доме, и все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. И только в некоторых произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год. Ведь когда заканчивается праздник, ёлку выкидывают на улицу. Такое отношение к окружающей среде делает все человечество более уязвимым. Если мы хотим, чтобы наши дети дышали чистым воздухом, то надо постараться отказаться от лесной красавицы, ведь она нам принесет куда больше пользы. Главная цель нашего проекта - сохранение зеленых насаждений в округе детского сада в преддверии новогодних праздников. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Искусственная елочка – хорошая альтернатива натуральным елям, и компромиссное решение проблемы сохранения хвойных лесов на нашей планете.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии Нового года, Конспект занятия „Зелёная ёлочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый год. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект «Зеленая елочка» относится к познавательному (творческо-игровому). Воспитатель рассказывает детям, когда в России появилась традиция отмечать Новый год, наряжать елку, и как встречают Новый год в других странах.
Тип проекта: групповой, семейный, краткосрочный, творческий, познавательно-исследовательский.
Место проведения: территория детского сада, который посещают дети и групповая зона. Нам необходимо познакомить детей с хвойными растениями, которые растут на территории детского сада. Вызвать желание наблюдать за ними, сравнивать. Воспитать любовь к природе, развить связную речь детей пополнить словарный запас природными терминами. Воспитать природоохранное поведение детей, эмоционально-доброжелательное отношение к объектам природы в процессе общения с ними. Определить способы сохранения елей и сосен, и их замены на другие атрибуты праздника.
Ход занятий.
Мы изучаем проблемы, разрабатываем мероприятия. Необходимо подобрать художественную литературу, интересную детям. «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан, «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина, «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен).
Стихи: «Гнутся ветви мохнатые»(Р. Кудашева, «Ёлка»(К. Чуковский, «Рождественская» (с. Черный).
Загадки про лесную красавицу.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна)
Воспитатель. Правильно, ребята, вы отгадали загадки. Мы с вами прочли стихи и сказки про елку. Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, елки, сосны, ели? Верно, они похожи- корни, ствол, ветки. А чем они отличаются от березы или дуба? У одних деревьев - листочки, у других — иголки. Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? Нет, ель, и сосна не сбрасывают.
- Ребята, все деревья условно можно разделить на лиственные деревья, у которых листочки, например, береза, рябина, каштан. И хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна,. По-другому их еще называют «вечнозелеными», недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом».
- Сегодня на прогулке мы отправимся в гости к елочке. Узнаем, как она растет. Узнаем много нового о новогодней красавице. Посмотрите, какие красивые елочки на нашем участке. Какие пышные ветки. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются.) Послушайте, что я вам про них расскажу.
Леса бывают лиственные, смешанные и хвойные. Именно в смешанных и хвойных растут ели и сосны. Видов елей- огромное множество. Мы знаем уже обыкновенную и голубую ель. А на территории нашего детского сада растут обыкновенные ели. Ствол у ели прямой. Из почвы она забирает влагу и полезные вещества, которые потом по стволу поднимаются к веткам и в иголочки. А кто мне скажет, какого цвета кора у елки? (Ответы детей.) правильно, она коричневая, а где-то бурая. А на какую геометрическую фигуру похожа крона елки? (Ответы детей.) Да, на конус. Каждую весну и лето ель растет, становиться выше и сильнее. Появляются новые ветки, а старые становятся длиннее. Видите, на конце веток иголочки более светлые, это новые иголки. Они подрастут и станут такого же цвета как другие, а на их месте вырастут новые, тоже светлые. На елках растут шишки. А как вы думаете, чем елочка отличается от других деревьев? (Ответы детей.) Правильно. Листья елочек- это иголочки, а не пластинки, как у других деревьев. Они не опадают осенью, а сохраняются на зиму. посмотрите как расположены у елки ветки. Внизу уже старые, длинные и широкие, а вверху молодые и короткие. елка обладает приятным запахом- еловым. Скажите, а елка, это хвойное или лиственное растение? (Ответы детей.) Верно, ель- хвойное дерево.
- Давайте мы так же ответим на следующие вопросы.
Что мы знаем про ель?
Отчего зимой у елки зелёные иголки?
Зачем нужны ели?
Какую роль играет ель в жизни человека?
Как можно помочь сохранить ели?
- Теперь давайте внимательно посмотрим и найдем отличие живой ели от искусственной. Какие главные особенности у живой елочки? (дети отвечают.) да, вы правы, елка вкусно пахнет. Она очищает и обогащает воздух. Так же чистит почву. Искусственная елка не пахнет. Но если она будет стоять у вас в доме наряженная, это будет так же красиво, как и живая. А вы знаете, обычаю наряжать ёлку около двух тысяч лет. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель пользуются особым расположением Солнца. Солнце разрешает ели оставаться всегда зелёной, в отличие от лиственных деревьев. Поэтому в её ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни. Люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями. Для многих древних народов ель символизировала храбрость, смелость, долголетие, бессмертие. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.
- Как вы думаете, живой елочки хорошо в лесу или в квартире у нас? (Отвечают дети.) конечно в лесу или на территории нашего участка елки себя чувствуют лучше. Когда мы рубим деревья, чтоб поставить их в квартире, мы убиваем елочку, ведь потом мы ее просто выбросим. Снова посадить срубленную елочку нельзя.
А сейчас я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно.
Жила-была Елочка. Росла она в лесу, где ее окружали березки да осинки, клены и рябинки, кусты орешника да заросли малины. Как она попала в лиственный лес, никто не знал, лишь старая рябина бормотала, что давным-давно в этом лесу было много таких же колючих деревьев, похожих на Елочку. И все они исчезли за одну зиму, так как тогда приходило много людей, и каждый уносил с собой по срубленному дереву.
Однажды к Елочке подошел человек и стал ее внимательно разглядывать, затем аккуратно выкопал, посадил в большую кадку и увез с собой.
Очнулась Елочка в огромном светлом зале, вокруг смеялись и шутили дети. «Какая красивая елочка!» — слышались восхищенные голоса. И, действительно, ее колючую шубку украшали сотни разноцветных фонариков, гирлянды и игрушки.
«Неужели люди, которые так мне радуются, поступят со мной плохо? Нет, не может этого быть», — подумала Елочка и смело распушила зеленые иголки.
Когда закончились новогодние праздники, с елочки сняли украшения и отнесли ее в питомник, где стояло множество горшков и кадушек с другими елями. Там ей не было скучно, она нашла много друзей.
А когда пришла весна, всех пушистых красавиц высадили в заповедный лес, где их никто не сможет обидеть.
Как вы видите, сказка заканчивается хорошо и показывает, что люди могут оказать реальную помощь природе. Елки в горшках уже становятся доброй традицией. Хвойные растения в контейнерах после праздников убирают из дома и перевозят в специальные питомники до следующего года или высаживают в открытый грунт.
Так что мы можем поставить дома елочку живую, но лучше, чтоб она была в горшке, выкопанная, а не срубленная!
А сейчас давайте поиграем.
Дидактическая игра на свежем воздухе. «Загадай, мы отгадаем»
Цель: Описать предметы и найти их по описанию.
Правила: Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, запахе. Называть предмет при описании нельзя.
Ход игры: воспитатель показывает детям ёлочные игрушку, шишку, ветку так, чтобы всем детям хорошо были видны детали и формы
Один ребёнок отворачивается, он водит, а все остальные готовят описание любого предмета. Водящему надо догадаться и назвать то, о чём рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, её детали, окраска, запах.
Игра на свежем воздухе «Ёлочкины друзья»
Цель: развитие внимания у детей.
Правила и ход игры: Воспитатель показывает ребятам движения, которые могут совершать друзья елки (белка, заяц, медведь, птица.) заяц прыгает, медведь идет вразвалочку, птица прыгает с ветки на ветку. Затем разнобой называет животных, а дети имитируют движения.