Приложение МААМ

Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

Елена Чулкова
Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

Чулкова Е. В.,

г. Барнаул, АлтГПУ,

Научный руководитель:

М. П. Тырина, к. пед. наук, доцент

Экологическое воспитание как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации

Публикация «Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Всестороннее развитие дошкольников детей осуществляется разными средствами. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Любовь каждого человека к природе, сознательное бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях

Экология (от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение). В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих земля организмов между собой, так и с окружающей средой

[2; c. 81]. Экологическое воспитание – это направление целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, которое при этом отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в психолого-педагогических исследованиях И. А. Хайдуровой, П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой и др. Возможность усвоения экологических знаний детьми дошкольного возраста доказали в своих работах С. Н. Николаева, Л. С. Игнаткина, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева, Е. Ф. Терентьев, А. М. Федорова и детские психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьякова и др.

В дошкольном детстве в процессе целенаправленного педагогического воздействия необходимо сформировать начала экологической культуры ребенка – осознанно-правильное отношение к объектам живой и неживой природы, явлениям, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое воспитание, которое способствует становлению экологического сознания личности, осуществляется в нашей стране в системе общественных и государственных форм, с охватом всех групп населения. С принятием законов Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и «Об охране окружающей природной среды» создана правовая база для формирования системы экологического образования. Эти Законы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым и важным звеном которого является дошкольное [1; c. 3].

Формирование основ экологического сознания дошкольников предполагает разработку и реализацию системы экологического воспитания. Эта система должна включать четкие цели, задачи, содержание, методы, формы и средства работы, а также создание условий постоянного организованного общения детей с природными объектами.

Целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе. Цель достигается при наличии экологического сознания у взрослых. Важна готовность педагогов дошкольного образования осуществлять на практике экологическое воспитание детей.

Анализируя экологические программы «Юный эколог», «Мы», «Радуга» и др., сформулируем основные задачи экологического воспитания : развитие экологических представлений детей дошкольного возраста, формирование системы знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; осознание детьми разнообразия природных явлений, формирование у них понимания того, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды; формирование навыков разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; накопление эмоционально позитивного опыта общения детей с природой; формирование познавательного интереса к окружающей их природе.

Формы и методы экологического воспитания старших дошкольников разнообразны : экологические занятия; экологические экскурсии; уроки доброты; экологические кружки; обсуждение и проигрывание ситуаций; экологические конкурсы; экологические акции; КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле Чудес»; трудовой десант; зеленый патруль; клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; составление экологических карт; ведение «Панорамы добрых дел»; ведение фенологических календарей; коллекционирование; экологические выставки и экспозиций; экологические музеи; день, неделя экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические игры и многие другие.

Эффективность экологического воспитания дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие детей и природными объектами. Для того, чтобы дети могли освоить программу экологического воспитания, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий. Важно организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен.

Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт ребенка с природой, постоянно и непосредственно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога дошкольного образования, продуманная организация систематических наблюдений, труда, игр в природе, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата, сформированному осознанно правильному отношению ребенка к природе.

Библиографический список:

1. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренков. – Москва : АРКТИ, 1999. – 126 с.

2. Тарабирина, Т. И. И учеба, и игра: Природоведение / Т. И. Тарабирина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Колосс, 1997. – 234 с.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 21 января 2020 в 06:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чулкова (УИ 336360) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД