Елена Чулкова
Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
Чулкова Е. В.,
г. Барнаул, АлтГПУ,
Научный руководитель:
М. П. Тырина, к. пед. наук, доцент
Экологическое воспитание как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
Публикация «Экологическое воспитание, как часть целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Всестороннее развитие дошкольников детей осуществляется разными средствами. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Любовь каждого человека к природе, сознательное бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях
Экология (от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение). В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих земля организмов между собой, так и с окружающей средой
[2; c. 81]. Экологическое воспитание – это направление целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, которое при этом отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в психолого-педагогических исследованиях И. А. Хайдуровой, П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой и др. Возможность усвоения экологических знаний детьми дошкольного возраста доказали в своих работах С. Н. Николаева, Л. С. Игнаткина, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева, Е. Ф. Терентьев, А. М. Федорова и детские психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьякова и др.
В дошкольном детстве в процессе целенаправленного педагогического воздействия необходимо сформировать начала экологической культуры ребенка – осознанно-правильное отношение к объектам живой и неживой природы, явлениям, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание, которое способствует становлению экологического сознания личности, осуществляется в нашей стране в системе общественных и государственных форм, с охватом всех групп населения. С принятием законов Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и «Об охране окружающей природной среды» создана правовая база для формирования системы экологического образования. Эти Законы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым и важным звеном которого является дошкольное [1; c. 3].
Формирование основ экологического сознания дошкольников предполагает разработку и реализацию системы экологического воспитания. Эта система должна включать четкие цели, задачи, содержание, методы, формы и средства работы, а также создание условий постоянного организованного общения детей с природными объектами.
Целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе. Цель достигается при наличии экологического сознания у взрослых. Важна готовность педагогов дошкольного образования осуществлять на практике экологическое воспитание детей.
Анализируя экологические программы «Юный эколог», «Мы», «Радуга» и др., сформулируем основные задачи экологического воспитания : развитие экологических представлений детей дошкольного возраста, формирование системы знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; осознание детьми разнообразия природных явлений, формирование у них понимания того, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды; формирование навыков разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; накопление эмоционально позитивного опыта общения детей с природой; формирование познавательного интереса к окружающей их природе.
Формы и методы экологического воспитания старших дошкольников разнообразны : экологические занятия; экологические экскурсии; уроки доброты; экологические кружки; обсуждение и проигрывание ситуаций; экологические конкурсы; экологические акции; КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле Чудес»; трудовой десант; зеленый патруль; клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; составление экологических карт; ведение «Панорамы добрых дел»; ведение фенологических календарей; коллекционирование; экологические выставки и экспозиций; экологические музеи; день, неделя экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические игры и многие другие.
Эффективность экологического воспитания дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие детей и природными объектами. Для того, чтобы дети могли освоить программу экологического воспитания, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий. Важно организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен.
Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт ребенка с природой, постоянно и непосредственно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога дошкольного образования, продуманная организация систематических наблюдений, труда, игр в природе, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата, сформированному осознанно правильному отношению ребенка к природе.
Библиографический список:
1. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренков. – Москва : АРКТИ, 1999. – 126 с.
2. Тарабирина, Т. И. И учеба, и игра: Природоведение / Т. И. Тарабирина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Колосс, 1997. – 234 с.