Вера Бережнова
Экологическое воспитание из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание из опыта работы
Мир, окружающий ребенка, —
это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружаю -щем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.
Публикация «Экологическое воспитание из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наша задача состоит в том, чтобы научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.
Цель нашей педагогической деятельности - создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного дошкольника; развитие у детей познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности в процессе экспериментирования.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используем различные методы и приё мы: - --- циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке, наблюдение за трудом взрослых; - ведение календаря погоды, - занятия, - целевые прогулки, - трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде, - чтение познавательной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок, - - экспериментирование, - дидактические и речевые логические задачи, - рассматривание демонстрационного материала, - сюжетно-ролевые, подвижные игры, - оформление выставки детских работ из природного материала.
Одно из важных условий воспитательно – образователь- ной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды. Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль: «Уголок природы», в котором находятся комнатные растения, мини - огород, художественная литература, альбомы о природе, календарь природы, календарь погоды.
В этом году мы провели акцию среди родителей – «Укрась цветочный горшок» В результате в уголке появилось больше комнатных растений, стало эстетически красивее, у ребят появилось желание охотнее наблюдать и ухаживать за своим цветком. В процессе трудовой деятельности в уголке природы формируем в детях бережное, заботливое отношение к живой природе. Дети ухаживают за растениями. Учим детей ориентироваться на характерные признаки, необходимые для того чтобы определить нуждается ли растений в поливе. Помимо реализации воспитательных задач в процессе труда в природе решаем и образовательные задачи.
В уголке природы находится календарь погоды – ежедневно ребята дежурные делают в нем отметки, а в конце недели мы обсуждаем и подводим итог - каких дней было больше: солнечных или пасмурных, теплых или холодных. Мы учим детей наблюдать. Ведь наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
Здесь же находятся в свободном доступе дидактичес кие пособия, дидактические и настольно-печатных игры природоведческого содержания, природоведческая литература.
В нашей группе оборудован «Исследовательский уголок», где есть все необходимое для проведения различных опытов. В уголке есть приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); природный материал: камешки, глина, песок; жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника, ракушки, шишки и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски.
Наличие всего этого позволяет нам проводить экспери ментальную деятельность.
А чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, мы подбираем содержание, доступное их пониманию, используем только элементарные опыты и эксперименты.
Тут же создан мини-музей «Подводное царство» для того, чтобы знакомить детей с разнообразием подводного мира, формировать навыки исследовательской деятельности
В уголке природы хранится природный материал, собранный нами, нашими детьми и их родителями – семена, семечки, желуди, шишки, летучки и т. д. На занятиях и в свободное время с детьми изготавливаем из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Проводим конкурсы, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями в уголке для родителей размещаем материал по тематике экологического воспитания дошкольников.
На прогулках дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Зимой с детьми рассматриваем снежинки, измеряем глубину снежного покрова, проводим эксперименты со снегом. Летом, весной лепим из песка, наблюдаем за насекомыми и птицами, деревьями и цветами. Осенью любуемся буйством красок, собираем гербарий, наблюдаем за изменениями в природе. Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям.
Основные же знания о природе дети получают на занятиях. На занятиях систематизируются знания о природных объектах. Занятия в группе по экологии, проводимые в игровой форме, дают возможность привить ребёнку основы экологической культуры и дать необходимые знания о проблемах человечества, связанных с его потребительским отношением к природе, а также развивать у дошкольников образную речь и умение давать развернутые ответы, научить их работать в команде, проявляя при этом дружеские взаимоотношения
На занятиях мы используем художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения проводим беседы, задаем вопросы. В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Актуальны и эффективны в работе с дошкольниками экологические проекты.
Нами разработаны проекты : «Как зимуют птицы, «Насекомые», «Хлеб – всему голова» и другие. К выбору темы проекта «Как зимуют птицы?», привела необходимость формирования у детей гуманного отношения к природе. Конечным результатом проекта стало изготовление детьми и родителями кормушек для птиц.
Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников.
Мы считаем, что в работе по экологическому воспитанию детей есть положительные результаты:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
– дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Экологическое воспитание - это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.