Ольга Комарова
Экологическое воспитание детей второй младшей группы (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области
Выступление на педагогической конференции
по теме:
«Экологическое воспитание детей
2 младшей группы».
(из опыта работы).
Подготовила и провела:
воспитатель Комарова О. В.
-Асино 2015-
Публикация «Экологическое воспитание детей второй младшей группы (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Вряд ли кто - нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности.
Основная Цель моей работы :
Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, сформировать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, умение бережно распоряжаться её богатствами.
Для достижения цели наметила следующие Задачи:
1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.
Содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников :
1. Ознакомление детей с природой.
2. Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы,
целевые прогулки.
3. Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группе, оснащение предметами для ухода за растениями.
4. Организация и проведение выставок, конкурсов.
5. Создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
6. Трудовая деятельность в природе.
7. Связь с воспитательно-образовательным процессом, музыкальные праздники, проектная деятельность, экологические досуги, конструирование из природного материала.
Комплексно реализовать ряд задач, стоящих передо мной, мне помогает использование разнообразных методов и приёмов.
В младшем дошкольном возрасте использую методы:
1. Наблюдение за живыми и неживыми объектами.
2. Целевые прогулки в природу.
3. Игры – экспериментирования.
4. Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактическиеигры.
5. Организация игровых ситуаций.
6. Образные игры - имитации.
7. Чтение детской природоведческой литературы.
8. Рассматривание книг, картин, иллюстраций о природе.
9. Беседы с детьми на экологические темы.
10. Просмотр фильмов о природе.
11. Наблюдение за трудом взрослого в природе.
12. Экологические досуги и праздники.
13. Проектная деятельность.
14. Театрализованная деятельность.
15. Продуктивная деятельность по экологической тематике.
На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе мной организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции семян, ракушек, камней, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода и способов размножения растений. Также в группе имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. Огород на подоконнике» организую для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп, горох и др.) и ухода за ними.
Основное средство познания природы - наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование у детей умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений я даю время на то, чтобы дети самостоятельно рассмотрели объект, потрогали, затем поясняю, рассказываю, задаю вопросы, помогаю понять увиденное. Для того чтобы научить детей восхищаться, радоваться, любоваться красотой природы во время наблюдений рассказываю потешки, прибаутки, заклички, поговорки. В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности. Зимой наблюдали, как растет в воде лук, какой длины выросли корни и перышки у нашего лука. Также наблюдали за превращением снега в воду и наоборот - воды в лед. Замерзшие разноцветные ледяные формы использовали для украшения участка.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.
Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю дидактические игры. В процессе дидактических игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.
Экологические игр «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди такой же листочек», «Угадай по описанию», «Угадай, чей хвост», «Кто что кушает» учат детей определять предметы на ощупь, по вкусу и запаху, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Использую сюжетно-ролевые игры, которые направлены на закрепление знаний и навыков о природе. Например, при организации игры «Зоопарк» закрепляем знания о животных, условиях их жизни и особенностях питания.
В игре «Поездка в лес» формирую знания детей о том, что растёт и кто живёт в лесу, закрепляем правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных, не уходить от взрослого). Играя в игру «Звери из леса в гостях у ребят» учу детей правилам поведения в гостях, за столом, сервировать стол, закрепляем знание о любимых лакомствах животных. Сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.
Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю игровые развивающие ситуации, например, День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». Своим примером учу детей передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания, игровые действия (собираем ягоду; прыгаем, как зайчики; закружились, как снежинки; летят птички). Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
На прогулке игры с песком, снегом с предметами и игрушками обогащают представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, побуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Центр воды и песка использую для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы. Содержание обучения организую в форме игры («Какие разные льдинки», «Разноцветная водичка», «Путешествие капельки», «Куда пропал снеговик», так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. С помощью игрового персонажа - Незнайки предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?», «Что произойдёт, если не поливать цветы?
Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для котёнка», предлагаю слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.
С помощью игровой ситуации «Угостим лисёнка пирожками» узнали о том, что из глины можно лепить.
Для расширения и углубления знаний по экологическому воспитанию, для ознакомления детей с природой использую иллюстративно-наглядный материал. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают. Очень любят слушать сказки, рассказы о животных, детские веселые стихи, сопереживают героям, могут отличить плохие поступки героев, оценить хорошие. Воспитываю в детях бережное отношение к книгам. Наглядность в сочетании с моим эмоциональным пояснением, расширяет кругозор детей, формирует новые образы о природе. В результате процесс обучения становится привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.
С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания. Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми младшего возраста. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание
Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет. Все это способствует накоплению экологических знаний и понятий, обогащает экологический опыт детей.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Проведены проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне».
Опыты со снегом помогли выяснить насколько он грязный, хотя белый и кажется чистым, дали понять детям, что снег есть нельзя, он вредный для здоровья, но помогает растениям укрыться от холода.
Проект «Витамины на окне» помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Целью проекта «Зимующие птицы» является развитие нравственных качеств личности ребёнка. Знакомство детей с зимующими птицами, воспитывать желание помогать птицам, которые нуждаются в защите и помощи.
Благодаря проекту «Дикие животные» у детей появился интерес к жизни животных. Расширится кругозор знаний детей о диких животных : об образе жизни животных, местах обитания, познакомились с сезонными изменениями в жизни диких животных.
Постоянное общение с животными, птицами, участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания. Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.
Опыт моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.