Татьяна Талапанова
Экологическое воспитание и труд в природе. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно лишь только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к растениям, которые нас окружают в группе.
Публикация «Экологическое воспитание и труд в природе, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашей группе труд детей в природе я организую в форме дежурства в природном уголке, индивидуальных поручений и как коллективный труд.
Поручения – самая простая и доступная детям форма организации труда. Как правило, поручения носят индивидуальный характер, что позволяет мне научить ребёнка тому, что он еще не освоил. Именно, с помощью индивидуального задания можно изучить возможности и особенности каждого ребенка, его склонности и интересы. Используя индивидуальные поручения, я могу дополнительно разъяснить, дать совет, проконтролировать, оказать помощь при выполнении трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. В нашей группе есть дети подготовительного и старшего возраста, поэтому я предлагаю им объединиться в подгруппы по интересам и желанию при выполнении разных трудовых операций. В труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие моют поддоны, третьи протирают подоконники. В этом случае детей делим на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5—6 ребятам поручают полить цветник или собрать плоды бобов, гороха.
В нашей группе есть уголок» дежурного», где воспитатель определяет дежурных по природному уголку, на каждый день. Здесь обычно участвуют два ребёнка, которые самостоятельно распределяют трудовые операции. «Дежурство» решает ряд важных воспитательных задач, среди которых можно отметить чувство ответственности за порученное дело, за свои обязательства перед другими. «Дежурство» требует постоянного обновления, как в руководстве, так и в организации деятельности детей.
В этом году была создана экологическая тропа на участке нашего детского сада. Работа на тропе так же способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.