МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: методики и практики

мария саклакова
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: методики и практики
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ : методики и практики

Саклакова Мария Григорьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №309" г. Красноярск

Аннотация. В статье рассматриваются различные методики и практики экологического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описываются эффективные способы формирования у детей раннего возраста основ экологической культуры, приводятся примеры практических занятий и мероприятий, направленных на развитие у детей любви и уважения к природе.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: методики и практики» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, ДОУ, методики, практики, природа, устойчивое развитие.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ является важной задачей современного образования. Формирование у детей раннего возраста осознанного и бережного отношения к окружающей среде закладывает основу для их будущего поведения и образа жизни. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, используя разнообразные методики и практики, которые помогают детям познавать мир природы, понимать его ценность и важность сохранения.

Одним из ключевых аспектов экологического воспитания является создание условий для непосредственного общения детей с природой. Прогулки и экскурсии на свежем воздухе, наблюдения за растениями и животными, игры на природе — все это способствует формированию у дошкольников познавательного интереса и любви к окружающему миру. Например, во время прогулки в парк воспитатель может предложить детям собрать осенние листья разных форм и цветов, обсудить, почему листья меняют цвет, и создать из них красивые аппликации. Это не только развивает творческие способности детей, но и помогает им лучше понять природные процессы.

Большое значение имеет также организация тематических занятий, направленных на изучение природных явлений и экологических проблем. Воспитатель может проводить занятия, посвященные различным аспектам экологии, используя наглядные материалы, игры и эксперименты. Например, на занятии по теме "Круговорот воды в природе" можно показать детям, как вода испаряется, образует облака и снова возвращается на землю в виде дождя. Для этого можно использовать простые эксперименты с водой, паром и льдом, что поможет детям наглядно увидеть и понять этот процесс.

Эффективной методикой является также использование сказок и историй о природе. Воспитатель может читать детям сказки о животных и растениях, которые учат бережному отношению к природе, а затем обсуждать их содержание и мораль. Например, сказка о маленьком ежике, который спасает лес от пожара, может стать отправной точкой для разговора о важности охраны лесов и правильного поведения в лесу. Такие сказки помогают детям лучше понять и запомнить экологические нормы и правила.

Не менее важным является участие детей в практической деятельности, направленной на сохранение и улучшение окружающей среды. Воспитатель может организовать различные экологические акции и мероприятия, в которых дети могут принять активное участие. Например, дети могут сажать деревья и цветы на территории ДОУ, ухаживать за ними, следить за чистотой на детской площадке. Такие мероприятия не только формируют у детей навыки заботы о природе, но и воспитывают ответственность и трудолюбие.

Для успешного экологического воспитания важно также сотрудничество с родителями. Воспитатель может проводить родительские собрания и консультации, на которых рассказывать о значении экологического воспитания и предлагать родителям различные способы поддержки экологических инициатив дома. Например, можно предложить родителям вместе с детьми сортировать мусор, экономить воду и электроэнергию, участвовать в семейных экологических акциях. Это помогает укрепить экологическое сознание детей и создать единое образовательное пространство.

Одним из эффективных методов экологического воспитания является проектная деятельность. Воспитатель может организовывать экологические проекты, в которых дети будут исследовать определенные аспекты окружающей среды и представлять результаты своих исследований. Например, можно провести проект "Мой родной край", в рамках которого дети будут изучать природу своего региона, собирать информацию о растениях и животных, готовить рисунки и рассказы, а затем представлять свои работы на специальной выставке. Такие проекты развивают у детей исследовательские навыки, творческое мышление и умение работать в коллективе.

Игры и викторины на экологическую тему также являются важным элементом экологического воспитания. Воспитатель может организовывать игры, в которых дети будут узнавать интересные факты о природе, решать экологические задачи и принимать правильные решения. Например, можно провести игру "Экологический патруль", в которой дети будут выполнять различные задания, связанные с охраной природы, и получать за это "экололики". Такие игры помогают детям усваивать экологические знания в игровой форме и развивают их логическое мышление и умение принимать решения.

Использование мультимедийных технологий также открывает новые возможности для экологического воспитания. Воспитатель может использовать образовательные фильмы, мультфильмы, презентации и интерактивные игры, которые помогают детям лучше понять экологические проблемы и способы их решения. Например, можно показать детям мультфильм о круговороте воды в природе или презентацию о редких и исчезающих животных. Это помогает детям наглядно увидеть и понять сложные экологические процессы и проблемы.

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ является комплексным процессом, который требует использования разнообразных методик и практик. Воспитателю важно создавать условия для непосредственного общения детей с природой, организовывать тематические занятия и практическую деятельность, использовать сказки и истории, проводить экологические акции и проекты, сотрудничать с родителями и использовать мультимедийные технологии. Все это способствует формированию у детей основ экологической культуры, любви и уважения к природе, ответственности и стремления к сохранению окружающей среды. Важно, чтобы экологическое воспитание стало неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ, помогая детям с раннего возраста формировать правильное отношение к природе и готовность участвовать в ее охране и сохранении.

Список литературы

1. Бобылева Л. Д. Интерес к природе как средству экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 10-15.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 2016. - 224 с.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: методики и практики
Опубликовано: 4 октября 2024 в 11:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: методики и практики» (включая файлы) размещена пользователем мария саклакова (УИ 783690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД