Наталья Борисова
Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
▼ Скачать
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития системы образования в целом. Актуальным становится вопрос об эффективном переносе экологических ценностей в образовательный процесс.
В целях сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и формирования у граждан экологической культуры 2024 год в Чувашской Республике объявлен Годом экологической культуры и бережного природопользования.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе» размещена в разделах
Дошкольное учреждения уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Основным методом работе с детьми по экологическому воспитанию является наблюдение. Оно испульзуется на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в уголке природы, в процессе экспериментально – опытнической деятельности, игровой деятельности.
Во время наблюдений детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит сама собой, ее необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного. Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.
Во время наблюдений воспитывается чувство любви к природе лишь тогда, когда взрослые знакомят ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывают их, показывают ему интересы жизни растений и животных, учат его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.
Во время наблюдений дети учатся анализировать, делать выводы. На практике видно, что правильная организация наблюдения обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)
Организуя наблюдение с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении.
Педагог во время прогулки предлагает девочкам подойти к сосне, а мальчикам подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.
Вопросы к детям:
Как расположены ветки у ели?
Как растут у сосны?
Как растет хвоя у ели, у сосны?
Чем она отличается?
Чем отличаются шишки?
Какие деревья растут в нашей местности?
У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)
У какого дерева ветки растут в стороны? (Дуб.)
У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)
Дидактическая игра: “С какого дерева лист?”
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Посредством метода наблюдения у дошкольников накапливается конкретно – образные представления, фактические знания, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.