Людмила Жидкова
Формирование у дошкольников основ экологической грамотности. Опыт работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Жидковой Людмилы Александровны
на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое образование занимает большое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения
Публикация «Формирование у дошкольников основ экологической грамотности, Опыт работы воспитателя» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…
И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Все ли в порядке в нашем зеленом доме?
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Формирование у дошкольников основ экологической грамотности, бережного отношения к окружающей природе происходит посредством образовательной деятельности, которой я в своей работе отвожу особую роль, а также и в повседневной жизни.
За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог».
Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.
Мною в группе создан и оснащён природный уголок, с подобранными в соответствии с возрастом детей растениями и живыми объектами: волнистый попугайчик Проша, аквариумные рыбки, водоплавающая черепаха Фаня. Имеется также разнообразный природный материал, наглядные пособия, календарь природы и календарь роста и развития растений, гербарий, Красная книга.
Особое место выделено для центра экспериментирования и опытнической деятельности. Также немаловажную роль отведена «центру воды и песка» с оснащением его необходимым материалом и оборудованием по данной направленности.
Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок о животных, растениях, явлениях природы.
Мною, совместно с родителями, создана библиотека детской художественной литературы, энциклопедии. В группе оформлен и оснащён огород на окошке «Огород круглый год»
Подчеркивая сезонные изменения в природе, в группе имеется многофункциональное дерево «Времена года».
По словам В. А. Сухомлинского «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие.
Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, я в своей практике работы использую малые фольклорные формы и художественную литературу.
На мой взгляд, важным источником знаний о природе является наблюдение. Поэтому, одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Наиболее эффективен, на мой взгляд, является процесс циклических наблюдений, сопровождаемый познавательным общением воспитателя с детьми, так как это позволяет развивать наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчётливые конкретные представления об особенностях растений и животных и их взаимосвязи со средой обитания. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я использую в своей работе опыты и эксперименты, которые я систематически провожу в природных условиях, где дети соприкасаются с живой и неживой природой, объектами которой являются деревья, травы, закаты, рассветы…. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Значимое место в моей работе по данному направлению праздники и развлечения на экологическую тему. Мною разработаны и проведены такие праздники, как «Наш дом-Земля» «Зелёная планета» (посвященная дню Земли, «День птиц». По моему мнению, проведение праздников и досугов вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание, воздействует на личность ребёнка в целом.
В соответствии с современными тенденциями образования, учётом актуальности выбранной мною темы, в практику своей работы я включаю и провожу природоохранительные акции как с сотрудниками и с детьми, так и при участии родителей. Акции, как правило, я приурочиваю к наиболее значимым и резонансным событиям. Среди таких акций имели место такие, как: «Чистый город», «Покормите птиц зимой!», «Защитим лес!» Что оказывает существенное воспитательное воздействие на детей, а также служит хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Так, например, результатом реализации акции «Чистый город» стало участие и победа в городском конкурсе «Юные экологи Брянщины» в номинации эковидео «Природа и мы».
Учитывая необходимость интегрированного подхода для более эффективного решения поставленных задач, мною были разработаны долгосрочные и краткосрочные проекты, такие как: «Растения и животные Красной книги», «Защитим природу родного края» и др., что позволяет детям вести наблюдения, экспериментировать, рисовать, лепить, играть, слушать музыку, знакомиться с литературными произведениями, сочинять свои сказки и рассказы на экологическую тему.
Работа по экологическому воспитанию мною ведётся в тесной взаимосвязи с семьёй. В опыте моей работы использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) Например «Жалобная книга природы», «Как мы любим и бережём родной город», так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Такие как: круглый стол "Воспитание доброты к природе". А также родители являются непосредственными участниками ОД совместно с детьми. Так, например, неизгладимое эмоциональное впечатление оставили проведённые мною, совместно с родителями открытые занятия: «Наши маленькие крылатые соседи», «Путешествие в царство цветов».
Мною широко используется в работе с семьёй – информационные стенды с конкретными, практические советами и рекомендациями по соответствующей теме. Например «Народные приметы», «Сезонные изменения в природе».
Стало хорошей традицией привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках: «Дары осени», «Зимушка-зима», «Лучшая кормушка» и другие.
Свой опыт работы по экологическому воспитанию я освящаю СМИ : «Помочь природе», «По страницам Красной книги…»
Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни даёт возможность изучать данную тему с учётом конкретных условий, эффективно оказывает влияние на формирование экологических знаний у дошкольников, воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и к окружающему миру в целом
Я глубоко убеждена, что экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника и если, совершив очередную экскурсию в парк, лес, городской сквер, дети не разрушили муравейники, не сорвали цветы, не нарушили тишину и гармонию окружающей их природы, значит моя работа получается и полезной и интересной и необходимой как для меня, так и для моих воспитанников. Пусть ползают по траве кузнечики, летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живём, всегда остаётся голубым и зелёным!