Лучший педагог года

Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений

Светлана Гришина
Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

.

Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу

коррекционно-развивающих игр и упражнений (дети с нарушением зрения).

Мастер-класс для педагогов.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Публикация «Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений» размещена в разделах

Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

развивает познавательные способности и речь ребенка,

способствует становлению личности, сохранению здоровья;

доставляет радость ребенку,

В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.); экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка; позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, воспитывается культура поведения и общения.

Поэтому целью своей коррекционно-развивающей деятельности определила формирование экологических знаний у детей с нарушением зрения через разные виды коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Для реализации цели выделила задачи:

формирование системы элементарных экологических знаний;

развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;

воспитание гуманного, бережного, эмоционально - положительного отношения к природе;

привитие трудовых природоведческих навыков.

Выстраивая работу по формированию экологических знаний у дошкольников с нарушением зрения, я подобрала и систематизировала разные виды коррекционно-развивающих игр и упражнений по лексическим темам:

подвижные игры природоведческого содержания:

«Перелёт птиц», «Скворечники», «Наседка и цыплята», «Караси и щука», «Медведи и пчёлы», Ласточки и мошки», «Журавли», «Вороны», «Маленькое зёрнышко», «Ёлка», «Берёзка», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;

дидактические игры и упражнения, уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память:

- с предметами-

«Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», «Что растёт в саду (огороде)» «Узнай по описанию»,

«Без чего не может быть? -Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин»;

- вкладывание из:

природного материала: каштанов, косточек (абрикосы, сливы, вишня,

арбуз, кукуруза, орехов, скорлупы из орехов;

мозаики, геометрических фигур: «Танграм», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами», «Красивый букет» и др. ;

счё тных палочек: «Пятачок, мой лучший друг», «Кролик, который думает», «Иа, когда ему дарят подарки», «Стрекоза», «Коровка», «Жираф», «Цапля» и др. ;

настольно-печатные игры:

«Посади жука, бабочку на цветок», «Чьи детки», «Времена года», «Зоологическое лото», «Домино: овощи, фрукты», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом», «От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Найди животных, птиц, насекомых», «Кто где живёт», и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

словесные игры:

«Без чего не может быть? -Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин.

«Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Ты часть - я целое», «Назови курочку ласково», «Концовки: Если жираф выше тигра, значит, тигр.», «Кто больше?», «Родственники» : Елка - родственница ежа, потому что., Клубок - родственник ежа, потому что. др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;

творческие игры:

театрализованные игры «Медвежата», «Огород», «Изобрази растение», «Весна идёт», «Сугроб тает», «Доктор Айболит», строительные, сюжетно-ролевые игры.

физминутки:

«Три медведя», «Цапля», «Лисичка», «Кузнечики», «Деревья», «Огород», «Осенние листья», «Белка», «Телёнок» и др.

упражнения на развитие мелкой моторики:

пальчиковые игры:

«Дождик», «Меж ёловых мягких лап, «Кошечка», «Птички», «Заяц»,«Улитка», «Кошка и собака», «Цветок», «Козы», «Орехи» и др. ;

графические игры:

«Наряди курочку», «Дорисуй вторую половину (жук, бабочка, стрекоза, дерево, лист, цветок)», «Насекомые на лугу», «Птицы» и др.

игры с прищепками:

«Ёжик», «Гусь», «Глупая ворона», «Интересный разговор», «Лиса», «Крокодил», «Черепашка», «Угостим Жучку», «Грачата», «Лисица и ёж», «Лис и мышонок», «Кто как спит» и др.

зрительная гимнастика в игровой форме : «Лес (зимний, «Посмотри-ка».

Большой интерес вызывают игры и упражнения в которых я предлагаю обучающие ситуации, которые способствуют расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию эмоционально - положительного, бережного отношения к природе. В процессе игровых обучающих ситуаций дети включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, и это положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Конспект занятия для педагогов.

Форма проведения : мастер-класс.

Участники: педагоги

Тема: «Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу

коррекционно-развивающих игр и упражнений».

Цель:

показать развивающее воздействие игры как средства экологического воспитания детей;

раскрыть использование коррекционно-развивающих игр и упражнений для формирования экологической культуры и грамотности : уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

научить педагогов практически использовать коррекционно-развивающие игры и упражнения

Оборудование:

Дидактические игры; настольно-печатные, природный материал.

План занятия.

Сообщение на тему: «Формирование экологической культуры и грамотности через

внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений».

Мастер-класс:

практический показ и обучение педагогов коррекционно-развивающим играм и упражнениям :

подвижные игры,

дидактические игры,

словесные игры,

физминутки,

пальчиковые игры;

зрительная гимнастика,

творческие игры,

игры с прищепками,

графические игры.

Приложение.

Зрительная гимнастика.

Лес.

Вот стоит осенний лес, полон сказок и чудес,

слева-сосны, справа-дуб, дятел сверху-тук да тук,

глазки ты закрой, открой, и быстрей беги домой

Стрекоза.

Вот какая стрекоза, как горошины глаза

Влево, вправо, назад, вперед, ну совсем как вертолет

Мы летаем высоко, мы летаем низко, мы летаем далеко, мы летаем близко.

Пальчиковая гимнастика.

Птички.

Птички полетели, крыльями махали,

На деревья сели вместе отдыхали.

Пальчиковая игра.

Меж еловых мягких лап дождик:кап,кап,кап,

Где сучок давно засох, вырос мох,мох, мох,

Где листок к листу прилип, вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья? Это-я,я,я.

Физминутка

Телёнок.

Му-му, я рогатый, Му-му, я хвостатый,

Му-му, я ушастый, Му-му, очень статный,

Му-му испугаю, Му-му забодаю.

Берёза.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая, берёза кудрявая.

Стоишь ты берёзонька, посредь долинушки,

На тебе, берёзонька, листья зелёные,

Под тобой, берёзонька, трава шелковая.

Словесные игры

Концовки:

Если жираф выше тигра, значит, тигр.»

Без чего не может быть?

-Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин.

Родственники:

Елка - родственница ежа, потому что., Клубок - родственник ежа, потому что.

Игры с прищепками.

Курица и цыплята

Кудахчет курица: — Ко-ко! Зачем ушли вы далеко?

Пи-пи-пи, пищат цыплятки, очень в поле клевер сладкий!

Грачата

Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат.

Открывают рты грачата: очень есть они хотят.

Кто как спит

— Ты, Заяц, как спишь?

— Как положено — лежа.

— А ты, Тетерка, как?

— А я сидя.

— А ты, Цапля?

— А я стоя.

— Выходит, друзья, что я, Летучая Мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!

— А как же ты, Летучая Мышь, спишь-отдыхаешь?

— Да вниз головой.

Лисица и Еж

— Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

— А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

— Да не то чтоб некрасивый.

— Может, я с колючками неуклюжий?

— Да не то чтоб неуклюжий!

— Ну так какой же я такой с колючками-то!

— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.

— Н. Сладкое из цикла «Лесные шорохи»

Воробей и Лягуха

— Лягуха, Лягуха, ты куда скачешь?

— Ку-а-ку-а! Купаться! А ты куда?

— Ия купаться! А ты где, Лягуха, купаешься?

— Где, где. В канаве!

— Да кто же в канаве купается?

— А где же купаться-то?

— В песочке, на сухом местечке, на пригорочке!

Игры с палочками.

Цапля.

На одной ноге стоит, на лягушек всё глядит,

На одной ноге весь день ей стоять совсем не лень.

Жираф.

Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют,

А у меня жираф из палочек, из выручалочек.

Подвижные игры.

Караси и щука; Медведь и пчёлы; Лиса в курятнике; Совушка-сова

Огород.

Как-то вечером на грядке: репа, свёкла, редька, лук

поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг.

Рассчитались чё тко тут-же: 1,2.3,4,5

Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать.

Маленькое зёрнышко.

Я узнал, что у меня есть огромная семья: и тропинка, и лесок, в поле –каждый колосок,

Речка, небо надо мною- это всё моё родное!

(дети изображают рост зёрнышек, семян)

.

Публикации по теме:

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках Тема : «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через внедрение современных образовательных технологий Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через внедрение современных образовательных технологий. В. А.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьФормирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Сценарий театрализованного представления «Экологическая сказка о мусоре "Как звери Лису учили» по мотивам русской народной сказки «Заюшкина.

Картотека игр и упражнений для развивающих занятий Картотека игр используемых в развивающих занятиях. Ритуалы приветствия: направленные на создание эмоциональной благоприятной дружеской атмосферы,.

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры В последнее время резко возрос интерес к экологии.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального.

Проект «Формирование экологической культуры посредством дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Успенский.

Семинар «Формирование экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов» Все хорошее в людях из детства. Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений
Опубликовано: 31 декабря 2018 в 20:49
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гришина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД