Мария Шумакова
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Понедельное планирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым.
Публикация «План по самообразованию „Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, Понедельное планирование“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.
Цель: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.
Сентябрь 1неделя:
«Путешествие колоска».
2 неделя:
Игровое занятие: «Дары осени»
3 неделя:
Труд в природе
4 неделя:
Чтение художественной литературы
Цель: закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и черный хлеб. Развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
Цель: систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рас-сказов об овощах и фруктах.
В уголке природы: уход за комнатными растениями с учетом их потребностей.
В природе: уборка участка от листьев и веток. Сбор природного материала на участке. Сбор листьев и растений для гербария.
М. Михайлов «Лесные хоромы», А. Майков «Люблю дорожкою лесною.», Л. Толстой «Дуб и орешник», Д. Зуев «Жизнь леса», Н. Некрасов «Славная осень», А. Фет «Осенняя роза», А. Марков «Осень», В. Василевский «В лесу», И. Бунин «Осень», «Чащи леса».
Октябрь 1 неделя:
Как растения готовятся к зиме (экскурсия по территории детского сада)
2 неделя:
«Унылая пора! Очей очарованье!»
3 неделя:
Воздух и его свойства
4 неделя:
Как и для чего человек дышит?
Цель: формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений, показать способы приспособления семян к распространению.
Цель: закрепить представления детей о «золотом периоде» осени. Развивать умения устанавливать связи между из-менениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
Цель: показать способы и приемы обнаружения воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха (воздух есть всюду, его можно сжимать; воздух имеет вес). Объяснить значение воздуха в жизни человека. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности. Воспитывать лю-бознательность.
Цель: познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать воспитывать познавательный интерес к че-ловеку.
Ноябрь 1 неделя:
«Путешествие в осенний лес»
2 неделя:
«Для чего растению нужны семена»
3 неделя:
«Путешествие капельки»
4 неделя:
«Зачем человеку желудок»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать творческое воображение.
Цель: закрепить представления детей о том, что семя — конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения. Формировать у детей представления о распространении семян растения. Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.
Цель: формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Цель: на уровне элементарных представлений познакомить детей с желудком, его функциями и значением для жизни. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Декабрь 1 неделя:
Зимняя экскурсия по территории детского сада
2 неделя:
«Клуб знатоков леса»
3 неделя :
«Путешествие мамонтенка»
4 неделя:
«Для чего человек ест?»
Цель: показать многоярусность живой природы детского сада (деревья, кусты, тра-вы). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.
Цель: формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь.
Цель: закреплять умение детей классифицировать живот-ных. Развивать умственные операции: анализ, сравнение, обоб-щение. Формировать познавательный интерес к животным.
Цель: сформировать у детей представления о том, что пища необходима для жизни человека, и об основных органах пищеварения. Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма.
Январь 1 неделя:
«Как живут наши пернатые друзья зимой»
2 неделя:
«Север — царство льда и снега»
Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами. Вызвать желание помочь птицам.
Цель: формировать представления детей о климатичес-ких условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь, умение сравнивать.
Февраль 1 неделя:
«Лес — это живой организм. Этажи леса»
2 неделя:
«Пищевые цепочки в лесу»
3 неделя:
«Как животные приспособились к зиме»
4 неделя:
«Если хочешь быть здоров!»
Цель: сформировать у детей понятия «этажи леса», выявив взаимосвязи между строением живого существа, питанием и его местом обитания. Развивать у детей элементы экологического сознания. «Мы нужны друг другу на Земле».
Цель: закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «лес». Сформировать представления о пищевой зависи-мости обитателей леса. Развивать умение выстраивать пищевые цепочки в лесу.
Цель: уточнить и расширить представления детей о при-способлении животных к зимним условиям. Развивать умение устанавливать связь между особенностями поведения и усло-виями среды обитания животного.
Цель: Закрепить представления о приспосабливаемости человека к зимним условиям. Формировать у детей представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья. Познакомить детей с правилами поведения при заболеваниях.
Март 1 неделя:
«Как поссорились март и февраль»
2 неделя:
«Комнатные растения — спутники нашей жизни»
3 неделя:
«Загадки природы»
4 неделя:
«Как растет человек»
Цель: систематизировать знания детей о весенних измене-ниях в природе. Воспитывать интерес к народному календарю.
Цель: систематизировать знания детей о комнатных рас-тениях и способах ухода за ними. Закрепить знания детей о разных способах размножения растений. Воспитывать интерес к народному календарю.
Цель: обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать умение самостоятельно устанавливать вза-имосвязи в экосистеме. Воспитывать умение правильно вести себя в экосистеме.
Цели. Учить различать возрастные и половые особеннос-ти по внешнему виду человека. Показать детям значение семьи в жизни человека.
Апрель 1 неделя:
«Весенняя экскурсия»
2 неделя:
«Почему земля кормит?»
3 неделя:
«Кто такой человек?»
4 неделя:
«Зеленая аптека»
Цель: сформировать представления детей о природе детского сада как сообществе растений и животных. Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на деревьях. Сформировать навыки правильного поведения в природе.
Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.
Цель: уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.
Цель: познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекар-ственным растениям и их роли в жизни человека.
Май 1 неделя:
«Весенние заботы птиц»
2 неделя:
Чтение художественной литературы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной, учить устанавливать связи между сроком прилета птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, заботятся о птенцах.
Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?»; Б. Заходер «Про всех на свете»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; Ф. Троицкий «От чего зацвел цветок?»; А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; М. Горький «Воробьишка».
Литература.
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
11. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.