Уваркова Евгения
Экологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Земля – наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребёнка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах, очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление. Ребёнок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пёстрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребёнок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развивать наблюдательность, помочь в познании окружающего мира. Всё это очень важно при воспитании у детей чувства времени. Ведь он во времени живёт. Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, годами, веками, эпохами.
Публикация «Экологическое воспитание в процессе формирования временных отношений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В период дошкольного детства необходимо воспитывать интерес к явлениям природы, научить ребёнка выделять существенные признаки в том или ином явлении, накопить определённый запас знаний о природе. В младшем школьном возрасте имеющиеся знания углубляются и систематизируются. Знания о временах года лучше давать в сравнении с предыдущим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Очень хороши наблюдения и экскурсии, походы и прогулки в разные сезоны. Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Необходимо систематическое ознакомление детей с календарём в детском саду. Занятия, наблюдения помогают детям понять мир природы, они учатся любить и оберегать её. Познают, что в мире природы всё взаимосвязано с временными отношениями. Ознакомление с календарём облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, кружки, что будет способствовать формированию их психологической готовности к ним. Знакомство с календарём поможет осознать также последовательность времён года. Ребёнок видит начало и конец каждого календарного времени года, с которыми связаны сезонные изменения. Например, жёлтые листья – это осенью, снегопад – это зимой, набухание почек – это весной и т. д. Наконец знакомство с календарём необходимо в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Очень эффективен в работе с детьми – отрывной календарь, как наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Листок календаря легко срывать, на лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число,названия дня недели и месяца. Съёмные листки складывались последовательно по 7 листков и скреплялись, 7 листков – 7 дней недели – создавали у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки прошедшего месяца скреплялись стопкой. Таким образом, таких стопок становится больше, и они показывают порядок следования месяцев каждого времени года. Дети сами снимали листки календаря и складывали из суток неделю, из недель – месяц, затем определяли место данного месяца во времени года и последовательно складывался год. Производя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные количественные и экологические взаимосвязи отдельными мерами времени. Дети знали, что в году 12 месяцев, что первым месяцем в году является январь, а последним декабрь. Знали они и последовательность месяцев, могли определить, которым по порядку является тот или иной месяц. Многие ориентировались и в четырёх временах года, соотнося с ними определённые месяцы. Открывая календарь на новый год, были произнесены строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь – начинается январь». Также при ознакомлении детей с днями недели, мы каждый день недели обозначили соответствующим цветом. 7 дней – 7 цветов радуги. По цвету, дети могли определить каждый день недели.
Итак, у детей дошкольников наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.