Ирина Аксенова
Экологическое воспитание детей среднего возраста посредством активного исследования и игровых форм
▼ Скачать + Заказать документы
XXI век – время, когда состояние окружающей среды плачевно, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством. Это стало одной из самых актуальных проблем века и каждый живущий на нашей планете человек должен чувствовать свою ответственность за благосостояние природы, быть внимательным к окружающей нас среде, обладать личной экологической ответственностью.
Публикация «Экологическое воспитание детей среднего возраста посредством активного исследования и игровых форм» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Только как сделать так, чтобы ребёнок понял всю важность экологии?
Актуальность:
Именно поэтому всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Учитывая актуальность проблемы, взаимодействия человека и природы, сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Одной из задач становится объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей, а также формирование общей культуры личности детей, развитие ответственности ребёнка.
В дошкольном возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. На этом этапе развития детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников» .
В связи с этим возникает необходимость максимального использования дошкольного детства, как периода времени для развития ценностного отношения к окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе.
Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд и игру.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей.
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры у детей среднего возраста посредствам игр.
Задачи проекта:
- рассмотреть особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей через активные исследования и игровые формы.
- сформировать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
- способствовать воспитанию эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- формировать знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством игр.
- укреплять связи детского сада и родителей.
Для реализации данных задач придерживаемся следующих принципов: научности, доступности, гуманности, целостности, системности, сезонности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:
1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
2. Использование регионального компонента.
3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети
·У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
·Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
·Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги
·Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
·Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
·Пополнится развивающая среда в группе.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Родители
· Обогащение уровня экологических знаний родителей.
·Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
·Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях.
Продукты проекта:
- разработка картотеки дидактических игр по экологии "Подари природе добро",, "Наш дом-природа", "Угадай дерево", "Отгадай правило";
- создание анкетирования для родителей по вопросам экологического воспитания детей - Экскурсия по экологической тропе в ДОУ ;
- выставка фотографий среди воспитанников средних групп "Вот, как я помогаю нашей природе";
- конкурс рисунков среди воспитанников средней группы "Береги природу с детства";
- памятка для родителей "Экологические игры с детьми на прогулке";
- разработка и распространение информационных буклетов "Очистим город", "Берегите природу", среди родителей воспитанников дошкольного учреждения;
- изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание на территории детского сада;
- настольные игры:«Времена года», «Растения и животные», «Кто, где живёт?», «Круглый год»;
- консультации для родителей на тему: «Прогулки на природе -основа здоровья ребёнка», " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!";
- привлечение родителей к изготовлению макета «Земля» для коллективной работы с детьми;
- организованная образовательная деятельность – экологическая викторина «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!», открытое занятие «Бросим умный взгляд на мусор»;
-разработанна совместно с родителями экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»;
- опытно - экспериментальная деятельность: длительный эксперимент «Что происходит с мусором в земле», опыт «Изготовление новой бумаги»;
- организованная образовательная деятельность – экологическая викторина «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!», открытое занятие «Бросим умный взгляд на мусор».
Этапы реализации проекта:
В период подготовительной работы:
- определены темы, цели и задачи проекта;
- была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;
- определены объёмы знаний детей об экологии;
-пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.
В основном этапе проводится работа:
- анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта;
- диагностирование уровня экологического развития дошкольников;
- проведение экскурсий на территории ДОУ;
- совместные формы работы с родителями.
Заключительный этап направлен на оценку реализации проекта и его презентацию.
Реализация содержания проекта:
Одним из направлений инновационной деятельности является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.
Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей : непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды занимает одно из ведущих мест.
Для того чтобы дать детям знания о растениях и животных используем в работе экологическую тропу, которая проложена на территории детского сада. Дети путешествуют по ней в любое время год, знакомятся с растениями родной природы.
Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастают свыше 20 видов деревьев и кустарников.
В ходе реализации проекта всегда уделяли особое внимание формированию экологической культуры, так же принимали результативное участие в экоконкурсах. В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы. Проведённая совместная работа в группе помогла осуществить основные направления работы в образовательной деятельности. Были созданы необходимые условия реализации проекта:
-интерес детей у родителей
-методические разработки.
Достигнутые результаты:
Участие детей в проекте способствовало развитию творчества, любознательности, наблюдательности; формированию ответственности, коммуникативных умений.
Таким образом мы - воспитатели, дети, родители поддерживаем основные идеи развития - гармоничное развитие общества и окружающей среды. Спектр деятельности детского сада по экологическому воспитанию позволяет воспитывать у детей среднего возраста чуткое отношение к природе, вызывает желание познавать окружающий мир, дает понять, что в природе все взаимосвязано, но самое главное - учить подрастающее поколение не разрушать природу, а содержать ее в чистоте, заботливо относиться к природным богатствам Земли. Эти бесценные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки личности ребенка.
Проект представлен в МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида № 106" на педагогическом часе 27.08.2020года