Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей среднего возраста посредством активного исследования и игровых форм

Ирина Аксенова
Экологическое воспитание детей среднего возраста посредством активного исследования и игровых форм
▼ Скачать + Заказать документы

XXI век – время, когда состояние окружающей среды плачевно, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством. Это стало одной из самых актуальных проблем века и каждый живущий на нашей планете человек должен чувствовать свою ответственность за благосостояние природы, быть внимательным к окружающей нас среде, обладать личной экологической ответственностью.

Публикация «Экологическое воспитание детей среднего возраста посредством активного исследования и игровых форм» размещена в разделах

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Только как сделать так, чтобы ребёнок понял всю важность экологии?

Актуальность:

Именно поэтому всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Учитывая актуальность проблемы, взаимодействия человека и природы, сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Одной из задач становится объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей, а также формирование общей культуры личности детей, развитие ответственности ребёнка.

В дошкольном возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. На этом этапе развития детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников» .

В связи с этим возникает необходимость максимального использования дошкольного детства, как периода времени для развития ценностного отношения к окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе.

Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд и игру.

Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей.

Цель проекта:

Формирование основ экологической культуры у детей среднего возраста посредствам игр.

Задачи проекта:

- рассмотреть особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей через активные исследования и игровые формы.

- сформировать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

- способствовать воспитанию эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

- формировать знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством игр.

- укреплять связи детского сада и родителей.

Для реализации данных задач придерживаемся следующих принципов: научности, доступности, гуманности, целостности, системности, сезонности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:

1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.

2. Использование регионального компонента.

3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети

·У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

·Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

·Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Педагоги

·Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

·Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

·Пополнится развивающая среда в группе.

Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

· Обогащение уровня экологических знаний родителей.

·Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

·Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях.

Продукты проекта:

- разработка картотеки дидактических игр по экологии "Подари природе добро",, "Наш дом-природа", "Угадай дерево", "Отгадай правило";

- создание анкетирования для родителей по вопросам экологического воспитания детей - Экскурсия по экологической тропе в ДОУ ;

- выставка фотографий среди воспитанников средних групп "Вот, как я помогаю нашей природе";

- конкурс рисунков среди воспитанников средней группы "Береги природу с детства";

- памятка для родителей "Экологические игры с детьми на прогулке";

- разработка и распространение информационных буклетов "Очистим город", "Берегите природу", среди родителей воспитанников дошкольного учреждения;

- изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание на территории детского сада;

- настольные игры:«Времена года», «Растения и животные», «Кто, где живёт?», «Круглый год»;

- консультации для родителей на тему: «Прогулки на природе -основа здоровья ребёнка», " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!";

- привлечение родителей к изготовлению макета «Земля» для коллективной работы с детьми;

- организованная образовательная деятельность – экологическая викторина «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!», открытое занятие «Бросим умный взгляд на мусор»;

-разработанна совместно с родителями экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»;

- опытно - экспериментальная деятельность: длительный эксперимент «Что происходит с мусором в земле», опыт «Изготовление новой бумаги»;

- организованная образовательная деятельность – экологическая викторина «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!», открытое занятие «Бросим умный взгляд на мусор».

Этапы реализации проекта:

В период подготовительной работы:

- определены темы, цели и задачи проекта;

- была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;

- определены объёмы знаний детей об экологии;

-пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.

В основном этапе проводится работа:

- анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта;

- диагностирование уровня экологического развития дошкольников;

- проведение экскурсий на территории ДОУ;

- совместные формы работы с родителями.

Заключительный этап направлен на оценку реализации проекта и его презентацию.

Реализация содержания проекта:

Одним из направлений инновационной деятельности является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.

Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей : непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды занимает одно из ведущих мест.

Для того чтобы дать детям знания о растениях и животных используем в работе экологическую тропу, которая проложена на территории детского сада. Дети путешествуют по ней в любое время год, знакомятся с растениями родной природы.

Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастают свыше 20 видов деревьев и кустарников.

В ходе реализации проекта всегда уделяли особое внимание формированию экологической культуры, так же принимали результативное участие в экоконкурсах. В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропы. Проведённая совместная работа в группе помогла осуществить основные направления работы в образовательной деятельности. Были созданы необходимые условия реализации проекта:

-интерес детей у родителей

-методические разработки.

Достигнутые результаты:

Участие детей в проекте способствовало развитию творчества, любознательности, наблюдательности; формированию ответственности, коммуникативных умений.

Таким образом мы - воспитатели, дети, родители поддерживаем основные идеи развития - гармоничное развитие общества и окружающей среды. Спектр деятельности детского сада по экологическому воспитанию позволяет воспитывать у детей среднего возраста чуткое отношение к природе, вызывает желание познавать окружающий мир, дает понять, что в природе все взаимосвязано, но самое главное - учить подрастающее поколение не разрушать природу, а содержать ее в чистоте, заботливо относиться к природным богатствам Земли. Эти бесценные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки личности ребенка.

Проект представлен в МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида № 106" на педагогическом часе 27.08.2020года

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик»План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик» Октябрь Тема: «Коллективная работа «Петушок из осенних листьев». Цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей среднего возраста посредством активного исследования и игровых форм
Опубликовано: 25 марта 2021 в 13:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей среднего возраста посредством активного исследования и игровых форм» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Аксенова (УИ 406608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД