Александрова Светлана Курбановна
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, в этом возрасте они очень близки к природе. В этом возрасте формируется положительное отношение ко всему живому. Поэтому, одной из главных задач экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети узнают названия животных, насекомых, птиц. Важно при этом обратить их внимание на то, кто из них является домашним, а кто диким, какие растения растут в лесу, в огороде, в саду и так далее. Следует помнить, что дети в дошкольном возрасте плохо воспринимают только речевую информацию, она обязательно должна подкрепляться наглядностью. Ребёнок должен иметь возможность видеть то, о чём говорят, а ещё лучше — потрогать или поучаствовать. Получая первые знания о природных явлениях, для поддержания детской любознательности взрослые проводят с детьми простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии по экологическим тропам. Дети должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения — живые, что они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные — за них отвечает человек, он должен за ними ухаживать, заботиться. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром. Самая лучшая форма обучения на этом этапе развития — игровая. Дети познают мир через игру и действие. Также дети 3–5 лет не могут подолгу концентрироваться на чём-то одном, поэтому необходимо всё время менять вид деятельности. Внимательно наблюдайте за детьми — как только в глазах гаснет интерес и дети начинают с отсутствующим видом смотреть по сторонам, пора переключаться на что-то другое.
Источники знаний – художественная литература, рисунки, диаграммы, а самое главное – непосредственное общение с живыми существами. Заведите дома кошку или собаку, попугайчика или хомяка и не забывайте ухаживать за ними и кормить их. Сначала приучите детей помогать вам в этом, а потом это войдет в привычку и ваш ребёнок будет всё делать сам.
Надо всегда помнить нам взрослым и детям, что земля – это наш общий
дом. Человек, живя в этом доме должен быть добрым, заботится о том, чтобы
всему живому было хорошо.
В младшей группе экологическое воспитание может проходить в виде:
• занятий — ведущей формы организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром;
• экологических праздников и досугов, вызывающих эмоциональный отклик детей на их «природное содержание»;
• ознакомления детей с природой в повседневной жизни (на прогулках и в процессе игр с природным материалом). соответствующей главы.
Можно начинать первое занятие в месяце с чтения. Гуляя на участке, совместно с детьми и родителями можно создать экологическую тропу, наблюдать за деревьями, изменениями по временам года, собирать листья, каштаны, шишки, жёлуди и другие растительные материалы, которые потом можно будет использовать для поделок, поиграть вместе и придумать опыты с песком.
Обсудить с детьми, какие растения можно встретить в лесу (трава, цветы, кустарники, деревья, спросить, почему происходят те или иные явления. Во время прогулок покормить птиц, наблюдать за ними. Играем и проводим опыты с водой, песком как на улице, так и в помещении. Наблюдать за погодой.