Наталья Кольцова
Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наталья Тихоновна Кольцова,
воспитатель МКДОУ «Детский сад №10» г. Зимы
Экологическое воспитание и образование имеет огромное значение для дошкольников. Показывая детям красоту природы родного края, мы воспитываем у них интерес к природе и заботливое отношение к окружающему их миру. Прививаем любовь к родному краю, ответственность за всё живое.
Публикация «Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ставя задачу воспитания любви к природе, бережного отношения к ней, передо мной встал вопрос, чем можно реально пробудить эту любовь в детях. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту природы, пока не обрадуется ей, пока не удивится. Проанализировав научную и методическую литературу, пришла к выводу, что восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Выразил свои чувства и своё отношение к окружающему миру и Василий Александрович Сухомлинский. Он отмечал огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей к творчеству.
Я поставила перед собой цель: создание условий для развития основ экологической культуры у дошкольников через изобразительную деятельность.
Для себя я определила следующие педагогические задачи:
Создать условия для экологического образования и творческой деятельности дошкольников.
Прививать интерес и бережливое отношение к окружающему миру.
Развивать творчество, воображение и художественно-эстетический вкус. Воспитывать любовь к родному краю
Привлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
Решение поставленных задач осуществлялось через создание эколого-творческой зоны в группе, которая должна способствовать:
развитию познавательного интереса;
эколого-эстетическому развитию ребенка;
формированию гуманного отношения к природе;
В качестве структурных компонентов данной зоны выступает центр природы и центр творчества.
В центре природы находится природный материал: глина, песок, шишки а также плоды и семена разных растений, засушенные листья различных деревьев, трав и цветов. Ещё дополнительное оборудование: клей, пластилин, ткань, бумага. В этом уголке дети, знакомясь с природным материалом, создают из него свои поделки. То, что создано детьми - поделки, рисунки периодически выставляем в центре творчества или делаем мини выставки. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Вся работа строится по двум направлениям:
работа с детьми;
работа с родителями.
В процессе работы по теме использую различные методы. Словесные (чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, придумывание сказок к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных и растениях).
Наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого).
Практические (наблюдение, метод поисковых ситуаций, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).
Занимаясь с детьми, стараюсь затронуть душу ребёнка, чтобы ребёнок показывал свои чувства, переживал за мелкую букашку, или сорванный цветок.
Наиболее эффективной формой работы с воспитанниками в данном направлении являются занятия по изоэкологии.
При этом используем на занятиях по изобразительному искусству природные материалы. Дети с большим желанием изображают милого ёжика, или весёлого львёнка. Радуются, что у них получились забавные птички или открытка для мамы.
В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень» «Поздняя осень», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Белый снег пушистый в воздухе кружится» и др. Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка.
Работа с природным материалом вызывает у детей большой интерес. Они всегда работают увлеченно и старательно. Аппликацией «Весенние птицы». Мы с детьми оформили коридор детского сада. Такие работы развивают у детей творчество, трудолюбие, умение видеть и ценить прекрасное.
Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно-образного мышления я использую разнообразные игры природоведческого содержания.
Мной были подобраны и разработаны дидактические игры: «Собери натюрморт», «Составь пейзаж», «Цветочная поляна», «Подбери цвет к времени года», совместно с детьми оформили лэпбук «Экология». В ходе игр воспитанники уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы.
С целью популяризация экологических знаний, способствующих формированию экологической культуры у воспитанников, участвуем в конкурсах. За последний год дети участвовали в городском конкурсе иллюстрированного стихотворения, посвящённого празднованию 85-летия Иркутской области «Край родной, навек любимый».
Занимали призовые места во Всероссийском конкурсе «Мой любимый медведь», Всероссийском конкурсе «В мире птиц». Опубликовала конспект занятия по изобразительной деятельности «Краски зимы» в научно - образовательном журнале «Вестник дошкольного образования»
Сотрудничаем с клубом «Романтик». Подгруппа детей занимается в кружке «Соломенное разноцветье». Вместе с Ольгой Петровной делаем замечательные поделки из соломки.
В рамках методической недели для коллег было представлено мероприятие с детьми «Осенний лес», консультация «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников»,
Совместно с музыкальным руководителем подготовили с детьми сказку по экологии «Путешествие солнечного лучика». Эту сказку мы показали в нашем детском саду, детям других групп.
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. Основные направления работы с родителями в вопросе экологического образования это : информирование родителей, просвещение, консультирование, обучение. Также я привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми : изготовление поделок из природного материала. В рамках РОУ провела для родителей практикум: «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс «Аппликация с детьми из засушенных листьев»
Работая над проблемой экологического воспитания, я сделала вывод. Когда дети больше узнают природу, начинают её понимать, у них появляется желание изобразить её с помощью карандаша или краски. А используя различный природный материал, создают свои шедевры. От этого они ещё больше будут любить свой родной край, а когда вырастут и беречь его.
Литература:
1. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке», М. : Просвещение, 1985г
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ООО ТЦ «Сфера» 2005г
4. Новикова, И. В. «Аппликация из природных материалов в детском саду»
Академия развития, 2017г
5. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду»,Мозайка синтез 2019г