Ирина Бородулина
Консультация «Экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы – нашего общего дома с другими живыми существами: животными, растениями, с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общей водой, что утоляет нашу жажду, с общим воздухом, которым мы все не надышимся. Первые шаги в природе! И этот кузнечик, и эта бабочка, и песенка жаворонка в небе, и танец в травах, и взгляд на окружающий мир глазами котенка, и желание поделиться кусочком хлеба с уткой – именно с них начинается экологическое воспитание. Дети и Природа – они едины. Для детей - естественная тяга к красоте, но еще не всем знакомо чувство сопереживания беде и боли. Задача взрослых ввести их в эту красоту, объединить любовью ко всему живому, напоить их весенним воздухом и целебным ароматом медуницы, увидеть хрупкое кружево лужицы под ногами, вникнуть в тайну природы. Что такое экологическое воспитание и образование? Следует отметить, что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам – людям, - как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему дому, к Природе. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Главная задача экологического образования школьников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологической культуры обучающихся старших классов происходит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся: образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, общественно полезная.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и воспитательного типа.
Виды деятельности, используемые во внеурочной деятельности: беседы, дискуссии, ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы деятельности: исследовательская работа во время прогулок, экскурсий, мероприятия по проблемам охраны природы, мини-проекты, ролевые ситуационные игры.
Природа и экология родного края, эколого-социальное поведение, навыки охраны и защиты родной природы, ситуации и процессы, требующие применения полученных знаний и навыков. Роль экологии в решении глобальных проблем современности, экологические зоны своего родного края и страны, растения и животные, занесенных в Красную книгу, Красную книгу Вологодской области.
Примерные темы занятий:
Дары осени.
Царство птиц.
Экологические тропинки, мы усвоим без запинки.
Как беречь природу.
Везде и всегда помогает нам вода.
Комнатные растения и уход за ними.
Кто где живет?
Красная книга планеты.
Экологические сказки.
Курс на экологию.
В мире природы.
Экологические проблемы и пути их решения.
Земля - наш общий дом.
Охраняемые территории.
Охраняемые территории Вологодской области.
По страницам Красной книги.
Заповедные места нашего края.
Войди в природу другом.
Знатоки природы.
Знаешь ли ты свой край?
«Мы туристы» (собери рюкзак, грибы, лесные ягоды нашей местности, разновидности туристических костров, определение погоды по природным явлениям).
Лекарственные растения.
Экологические зоны в Вологодской области
Заповедные территории в Вологодской области.
Охраняемые растения, животные Вологодской области.
Птицы Вологодской области. Их разнообразие и значение.
Экологический национальный парк «Русский Север».
Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят.
Мир добрых дел
Правила поведения в природе.
День подснежника.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Наблюдали за ростом растений при выращивании рассады овощей и цветов. Опыты способствовали формированию у обучающихся познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. Около школы всегда радуют глаз цветущие растения на клумбе. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Хорошей традицией является забота о зимующих птицах. В рамках общешкольного мероприятия, обучающиеся класса выполняли проект «Лекарственные растения». Теоретической значимостью проекта является расширение знаний обучающихся о жизни и условиях роста лекарственных растений, воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Практической значимостью является значение лекарственных растений в жизни человека. Для оформления проекта использовались рисунки обучающихся. Ежегодно в рамках проведения недели экологии обучающиеся класса принимали активное участие в конференции по экологии, где выступали с сообщениями. Принимали участие в акциях «Сбор макулатуры», «Всеобщий сбор пластиковых бутылок», «Сбор батареек», «Уютный аквариум», «Поможем пернатым» и т. д.