Татьяна Александрова
Консультация «Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Выдающийся педагог Мария Монтессори не пользовалась термином «экологическое воспитание». Она рассматривала ребёнка как часть Природы, различая разницу между естественным развитием и социальным воспитанием.
По её мнению в помещениях должно быть много цветов и зелени, животные, птицы в клетках, аквариумы. Природный материал представлен коллекциями семян, высушенных плодов,, гербариями, образцами минералов, почв.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети с интересом рассматривают картины, изображающие три стихии: землю, воду, воздух; знакомятся с географическими картами, глобусом. Ребёнок должен иметь возможность не только наблюдать, но и действовать, ставить опыты, используя различные приборы (весы, градусник, магнит, измерительные ёмкости, а т. ж. песок, воду, землю, глину).
Можно разделить некоторые виды работ в зависимости от времени года:
Что можно делать весной?
Составлять коллекцию запахов. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребёнка более внимательным и тонко чувствующим.
Положите в закрывающиеся баночки с крышечкой кусочки коры, веточки, почки, опилки (в каждую баночку по одному материалу). Собирая материал и укладывая в коробочки, покажите детям какое наслаждение вдыхать тонкий запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры.
Сравните собранные в природе запахи с уже привычной коллекцией кулинарных запахов (лавровый лист, перец, ваниль, корица, гвоздика), заметьте что кулинарные запахи не меняются, они стойкие (в результате появилось новое словосочетание «стойкие запахи»).
Поиграйте в игру «Вспомни запахи».
Это одновременно и аромотерапия и воспитание чуткого ребёнка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося и «внюхивающегося» в Природу. Это упражнение на развитие органов обоняния.
Разводить сады и огороды на подоконнике.
В плоских ящичках можно увидеть только рост растения сверху, а вот посадки в аквариуме дают возможность увидеть и появление корней и дальнейший рост растения.
Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставим любые ветки или стебли сельдерея, корни петрушки в три одинаковых стакана. А затем в одном подкрасим воду чернилами, в двух других пищевой краской – красной и желтой – и будем удивляться изменению цвета стебля.
Дети вскоре подскажут вам новые опыты. И родителям посоветуют завести «лаборатории» на окне. А какие они станут внимательные на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!
Что можно делать летом?
Летом дети будут заняты выращиванием растений на участке.
Что можно делать осенью?
Осенью вы будите собирать урожай, готовить корм для птиц и конечно делать открытия.
Осенью мы собираем листья и разглаживаем их утюгом и таким образом сохраняем и для композиций, и для гербариев.
Маленьким детям осенью понравится проводить опыты-упражнения, связанные с сортировкой, просеиванием через сито мелких и крупных семян. Смешайте и насыпьте в ёмкость различные семена, дайте ребёнку ситечко, и он будит поражен тем, как ситечко мелкие семечки высыпает, а крупные оставляет.
Осенью можно на ручной мельнице из зёрен смолоть муку. Изделия из «своей муки» запомнятся навсегда.
Т. ж. осенью вместе с детьми можно приготовить собственные «сухие духи» на зиму. Для этого собирайте в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любых цветов и листьев, играйте в парфюмеров, угадывайте запахи, сравнивайте и различайте.
Что можно делать зимой?
Зимой вам предстоит придумывать кормушки из всевозможных материалов. А в корм пойдёт всё, что засушили, заготовили летом и осенью, семена трав, семечки, мелкие плоды. Когда дети начнут наблюдать за птицами, сами собой начнутся «уроки созерцания». Вскоре кто-то придумает новую конструкцию кормушки : из еловой шишки с воткнутыми кусочками сала, кормушку-бусы из ягод калины. Изготовление таких кормушек развивает детскую руку и фантазию.
Что ещё можно делать?
Подбирать литературу, которая поможет понять, объяснить, рассказать о том, что в наших условиях невозможно увидеть, фотоиллюстрации. Взгляд художника-натуралиста вместе с фотообъективом остановил мгновения жизни животных. Не оторвать взгляд от фоторгафий.