Ирина Богданчикова
Экологическое воспитание: задачи, принципы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: заместитель директора, воспитатель
Богданчикова И. Г.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Чапаевск (ГКОУ для детей-сирот г. о. Чапаевск)
Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Экологическое воспитание: задачи, принципы работы» размещена в разделах
Что мы знаем об экологии?
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Экология – не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.
Одна из целей экологического воспитания — формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.
Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование, начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности на протяжении всей жизни.
В детском учреждении закладываются основы экологической культуры. Дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природную среду.
Для экологического воспитания детей нужно решить 3 задачи :
доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека;
Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний и взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения. Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.
Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно-
познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:
оздоровительные:
– охранять и укреплять здоровье детей;
– учить их правильно взаимодействовать с природой;
– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для
гармоничного развития личности.
образовательные:
– формировать и развивать элементарные экологические знания;
– систематизировать знания о живой и неживой природе;
– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного
комплекса;
– развивать воображение.
воспитательные :
– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой
природе;
– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;
– формировать представление об экологических проблемах своего края;
– формировать представление о себе, как жителе Земли.
развивающие:
– развитие трудовых умений и навыков;
– развитие эстетических представлений.
Основными направлениями работы групп дошкольного образования по экологическому воспитанию являются :
• познавательно-развлекательное;
• практическое;
• исследовательское;
• природоохранное.
Основополагающими принципами работы воспитателей нашего детского учреждения по экологическому воспитанию являются :
Принцип сознательности и активности (этот принцип предполагает использование в непосредственно- образовательной деятельности (НОД) поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.
Принцип наглядности (в НОД используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку).
Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.
Принцип «спирали» – дети возвращаются из года в год к одним и тем же темам по восходящей: от простого к сложному, т. е углубляя и расширяя свои представления об окружающем мире.
Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей.
Принцип индивидуализации – в НОД должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.
Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, с использованием всех видов деятельности, в конце года проводится итоговое занятие.
Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.
Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.
Таким образом, крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
И закончить хочу словами:
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь,
Давай докажем что не зря
На нас надеется Земля!
Р. Рождественского