Надежда Короткова
Экологическое развитие старших дошкольников в художественно-творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, осознание угрозы экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. В программе ООН по проблемам окружающей среды (United Nations Environment Programme (UNEP, отмечено, что именно экологическое образование выступает главным средством конструктивного преобразования и совершенствования сознания современного человека [1]. Формирование экологического мышления и экологического сознания – главная задача гуманизации и гуманитаризации современного образования и просвещения.
Публикация «Экологическое развитие старших дошкольников в художественно-творческой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Экологическое образование и воспитание рассматривается как педагогический процесс, который в конечном итоге должен обеспечить: 1) понимание важности учащимися правильного поведения в природной среде; 2) умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности; 3) осознание того, что человек есть часть природы, что он должен жить и развиваться согласованно с Природой; 4) обладание определенным уровнем экологической культуры [2].
Базовыми задачами экологического образования и воспитания признаны следующие:
- Формирование научных представлений о взаимодействии Человечества с Миром природы, о закономерности, эволюции природы как глобальной системы, о законах развития научной мысли, рассматриваемой как планетное явление;
- Воспитание ценностных ориентаций и нравственно-эстетических идеалов экологического характера;
- Развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации, формирование умений и навыков целесообразного практического взаимодействия человека с природой – экологической деятельности.
Экологическое (инвайронментальное) сознание – это система взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природы в аспекте их гармонизации и оптимизации. Экологическое сознание рассматривается как форма синтетического восприятия и понимания мира и включает всю палитру интеллектуально-эмоциональных аспектов, таких как познание, отношение, оценка, рефлексия, мышление, чувства, переживание, поведение. Экологическое сознание включает научное мировоззрение, религиозное миропонимание, рефлексивное отношение к миру природы, эстетическое восприятие ландшафтов и пейзажей, научные картины мира. Экологическое сознание включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление личностью своего места во Вселенной и в картине Природы Земли; осознание проблемы взаимодействия Человечества и Биосферы (Природы); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов; создание современной научной картины мира; выбор стратегии деятельности и т. д. [3].
Теоретические основы рассмотрения экологического сознания были заложены в научных и социально-философских концепциях ХХ-го века: «Ноосферное учение» В. И. Вернадского, «Мировоззрение Холизма» Е. Нордланд, «Благоговенье перед жизнью» А. Увейцера, «Биогеосистемная экология» И. В. Стебаева, «Экология человека» В. П. Казначеева, «Этика осознания» Р. Хиггинса, «Десять больших идей экологии» В. Джекобсона, экологическая педагогика и психология С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина. Экологическое понимание мира сегодня изучается на пересечении и взаимодействии нескольких рядов научных дисциплин: от биологии и генетики до истории культуры и философии, психологии и социологии. Все значимее становятся исследования выполняемые в русле экологической педагогики.
Экологическое развитие дошкольников в наше время считается одним из важных направлений [4, 5]. Влияние восприятия природы на духовный мир ребенка дошкольного возраста очень сложно переоценить. Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику.
На сегодняшний день в педагогике не сложилось единого мнения на предмет экологического образования. Так, Сорочук Т. А. считает, что в экологическое развитие можно включить следующие компоненты: нравственное воспитание (гуманность к природе); интеллектуальное развитие (экологические знания); умение видеть и чувствовать прекрасное в природе (развития эстетических чувств); практическая деятельность (уход за животными и растениями)[4]. Николаева С. Н. считает главной целью экологического воспитания формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется [5].
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [6].
Конечно, одних экологический представлений и знаний будет мало для развития у дошкольника гуманного отношения к природе – важно включать их в практическую деятельность – создавать такие условия, в которых они будут общаться с живой природой. Только таким путем можно сформировать у ребенка экологическую компетентность. В дошкольном возрасте необходимо проектировать такие ситуации контакта с природой, которые бы вызывали положительное эмоциональное состояние детей, способствующие формированию чувств сопереживания и милосердия. Воспитание эстетических чувств одно из важных условий экологического развития, включающего как обязательный компонент любовь к природе. Важно показывать детям красоту природы, учить обращать внимание на состояние растительного мира и поведение животного мира, получая душевное удовлетворение и замечая прекрасное.
Для решения задачи экологического воспитания дошкольников можно взять за основу художественно-творческую деятельность. Которая будет способствовать расширению экологического сознания и в тоже время создавать положительный эмоциональный настрой детей. Например, Рыжова Н. И. предлагает сочинение экологических сказок, их иллюстрирование, инсценировку, придумывание новых сказочных историй [7]. Сказка близка дошкольнику, обладающему эмоционально-чувственным восприятием мира. Познавая сказочную реальность, ребенок учится проводить параллели с реальной жизнью, с реальными ситуациями, глубже осознавая их.
Несмотря на появления целого ряда работ, теоретически до сих пор не обоснованы и экспериментально не определены психолого-педагогические условия художественно-творческой деятельности, которые будут способствовать экологическому развитию дошкольников. На наш взгляд, такими условиями могут выступать следующие принципы: целенаправленности, последовательности, системности, структурности, культуросообразности, возрастной доступности и личностной ориентированности экологического воспитания.
В художественно-творческой деятельности дошкольников должны быть представлены:
- специально создаваемые воспитателем педагогические проблемные ситуации, провоцирующие эколого-ориентированное поведение, не только в реальном, но и в воображаемом плане;
- изобразительные задания, связанные с освоением продуктов художественной культуры экологической направленности (художественных, литературных, театральных и др.);
- изобразительные (имитационные) задания, направленные на отреагирование эмоциональных состояний контакта с окружающим природным миром.
В практической деятельности художественное творчество применяется там, где ребенку тяжело сказать словами, но легче изобразить. Язык искусства дошкольник осваивает достаточно рано. Ребенок легко может “перевоплотиться” в природный объект: растение, животное, капельку воды; изобразить, а затем и рассказать то, как чувствовал себя в том или ином обличие. С помощью такого комплексного использования арт-педагогических технологий у дошкольника можно развить эстетическую восприимчивость и эмпатийность, научить маленького ребенка видеть и сопереживать процессам, происходящим в окружающей природе.
Библиографические ссылки
1. United Nations Environment Programme Режим доступа: www.unep.org. Дата обращения: 15.01.2015.
2. Воспитание здорового образа жизни учащихся. Педагогическая энциклопедия. - М. : изд-во УО РИПО, 2005.
3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
4. Сорочук Т. А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта / Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/06/konsultaciya_ekologicheskoe_vospitanie.docx Дата обращения: 15.01.2015.
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. - М. : Просвещение, 2002.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Дата обращения: 15.01.2015.
7. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. - М. : Линка-Пресс, 2002 .