Марина Гераськина
Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста (1 полугодие)
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Совместная деятельность с детьми Цель:
Сентябрь Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдение за насекомыми: пауки, жуки (какого цвета они бывают, сколько у них ног).
Наблюдение за ветром: ветер дует и качает деревья, на землю падают
разноцветные листья.
Наблюдение за травянистыми растениями: любование осенними цветами, «ковром» из опавшей листвы; трава низкая, а деревья высокие.
Целевые прогулки: «Что, где растёт?» ( фрукты: яблоки, груши). «Мы поможем!» (Репа, морковь, огурец, помидор).
Наблюдение за комнатными растениями
Публикация «Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста (1 полугодие)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экспериментирование с песком: будет влажный, если полить.
Формирование понимания, что насекомые живые у них есть отличительные особенности.
Формирование умения рассматривать, вызвать интерес к процессу наблюдения.
Формирование умения любоваться красотой природы; обогащение опыта эстетического восприятия окружающего мира. Чтение стихотворения: В. Нирович
«Листопад, листопад».
Формирование умения находить фруктовые деревья; называть форму, цвет фруктов
Формирование представлений о выращивании овощей; о трудовых операциях и наблюдаемых явлениях. Формирование умения находить овощи в огороде, различая их по внешнему виду; уточнить названия. Чтение стихотворения
Т. Боковой «Праздник урожая».
Ознакомление с комнатными растениями, их строением. Формирование интереса к наблюдению, умения любоваться их красотой.
Формирование умения выполнять поделки из песка, рисовать пальчиками и палочками на влажном песке, насыпать сухой и накладывать мокрый в различные ёмкости.
Дидактические и развивающие игры.
Д. /и. : «Чудесный мешочек». Названия фруктов: яблоко, банан, груша. (Внешние отличительные особенности)
Развивающие игры. Игра с листьями: «В какое ведёрко?», «Соберём букет»; «С какого дерева листок?»; «Побежали на травку – убежали с травки». Формирование умения различать на ощупь знакомые фрукты и
называть их.
Ознакомление с многообразием красок осени. Формирование умения рассматривать опавшие листья, находить деревья, с которых они упали, различать по форме берёзовый и кленовый листья и называть их цвета.
Любование красками красивых листьев; рассматривание их цвета, формы, величины при сборе в букет.
Чтение стихотворений И. Пивоваровой «Осенний клад»; И. Токмаковой «Осенние листья».
Подвижные игры.
П. / игры: «Солнышко и дождик», «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль». Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Ознакомление с художественной литературой.
Рассказывание р. н. с. «Колобок», рассматривание иллюстраций (назвать животных)
Чтение потешек: «Гуси – гуси, га-га-га», «Курочка Рябушечка», «Петушок – золотой гребешок», «Сорока – белобока»
Чтение стихов и пение песен об осени.
Ознакомление с животными, птицами и их характерными особенностями.
Формирование представлений о птицах, их внешнем виде, через образы устного народного творчества.
Формирование представлений об осени, как времени года.
Рассматривание иллюстраций о животных в книгах. Формирование умения узнавать изображение животного, называть его.
Показ настольного театра: «Репка». Формирование представлений о домашних животных – героях сказки.
Октябрь Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдения за травянистыми растениями: цветами в цветнике, травой.
Наблюдение за небом: в начале осени оно голубое, а потом становится серым.
Наблюдение за дождё м: идёт дождь – появляются лужи.
Наблюдение за солнцем: светит, греет, на улице тепло: для жизни на Земле нужно Солнце.
Целевые прогулки: «Что нам осень подарила?»,
«Большая лейка».
«Листопад» : ветер срывает с деревьев листья и кружит их; рассказать о чудесных «превращениях» листьев – они меняют окраску.
Наблюдение. Уход за растениями в группе: вытереть пыль с листьев, полить.
Ознакомление с объектами живой и неживой природы. Формирование умения замечать изменения, происходящие в природе.
Обогащение представлений о природных явлениях. Чтение стихотворения В. Авдиенко «Осень».
Формирование умения характеризовать погоду; ласково обращаться к солнышку используя слова потешек.
Знакомство детей с признаками осени : яркий цвет листвы; паутинки в воздухе; стаи птиц в небе. Формирование умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях природы.
Формирование представлений о том, что
растениям нужен полив; желания помогать взрослым.
Формирование представлений о деревьях: клёне, берёзе, ели, об особенностях их строения. Характерных изменениях листьев - осенью они меняют цвет. Раскрыть понятие: листопад.
Формирование представлений о жизни комнатных растений: они требуют заботливого ухода; цветок, лист, стебель – части растения; знакомство с названиями растений.
Экспериментирование
с песком: будет влажный, если полить; рисование палочками различных линий и выполнении основанных на них изображений.
Экспериментирование с вертушками. Ветер вращает вертушку – есть ветер.
Формирование элементарных представлений о свойствах песка в процессе игр с песком: изображения остаются только на влажном песке. Ознакомление с правилами безопасности и личной гигиены
Формирование представлений о том, как узнать есть ли ветер?
Д. /и. : «Покажи листочек такого же цвета», «Кто как кричит?».
Развивающие игры : «Найди самый большой листик», «Разложи листочки по цвету», «Покажи дерево. Найди такое же», «Найди и назови овощи на картинке».
Экологическая игра : «Что мы делаем осенью? (выкладывание картинки на магнитной доске).
Ознакомление с живой и неживой природой посредством д. /игр.
Развитие умения наблюдать.
Формирование представлений об осени, как времени года.
П. /и. : «У медведя во бору…», «Птички и дождик», «Птички летают». Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Художественное творчество: рисование «Дождь», «Листопад»; лепка «Зёрнышки для петушка». Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы и впечатления в рисунке.
Чтение художественной литературы. Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше».
Формирование представлений о повадках домашнего животного – кошки.
Ноябрь
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдение за птицами (голуби, вороны, воробьи) : Дать представления об их внешнем виде (крылья, голова, клюв, хвост). Они летают, прыгают, ходят, клюют корм, пьют воду. Кормление птиц на прогулке.
Наблюдение за солнцем и дождё м: показать простейшие связи между явлениями в природе.
Наблюдение за деревьями (ель, клён, берёза) : с каждым днём всё меньше листьев, они опадают, шуршат под ногами, а ёлочка остаётся зелёной, вместо иголок у неё колючки.
Наблюдение за водой: она чистая, прозрачная, грязная – не прозрачная. Холодно: вода в лужах замёрзла.
Наблюдение за ветром: определение его наличия с помощью вертушек.
Наблюдение. Рассмотреть цветок в уголке природы (полив, уход, назвать части растения).
Целевые прогулки:
«Кошка Мурка»
«Поход в лес» (на участок детского сада).
Наблюдение за работой воспитателя в уголке природы: «Опрыскивание растений».
Формирование: представлений о внешнем виде птиц, их образе жизни; умения различать и называть их; воспитание эмоциональной отзывчивости.
Ознакомление с явлениями погоды: осенний дождь может быть разным.
Формирование представлений о характерных особенностях осенних деревьев, умения отличать их.
Формирование элементарных представлений о свойствах воды; безопасного поведения в новых погодных условиях.
Ознакомление с характером ветра (сильный, резкий, холодный); способами наблюдения за ним (приводит в движение вертушку).
Формирование представления о поливе, уходе, внешнем строении растения.
Формирование представлений о домашнем животном, строении тела (умение называть части, повадках, о необходимости домашнего ухода и заботы.
Привитие доброго отношения к животным, умения соблюдать правила безопасного для себя и животных поведения. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка». Е. Благининой «Котёнок».
Уточнение названий: дерево, куст.
Обогащение представлений у детей об операциях по уходу за комнатными растениями, о труде взрослых в природе. Формирование умения опрыскивать растения.
Дидактические и развивающие игры :
Д. /и. : «Кто как кричит?»,
«Чей малыш?»
Развивающие игры : «Покажи дерево, покажи кустик», «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету», «Найди желтый лист», «Покажи такую же птичку».
Упражнение в подражании голосам животных и назывании животных.
Формирование умения узнавать и называть домашних животных и их детёнышей.
Ознакомление с живой и неживой природой посредством д. /игр.
Развитие умения находить растение по описанию.
Художественное творчество. Рисование: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек», «Яблоки»; лепка «Червячки для цыплят», «У ежа иголки». Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы в рисунке.
П. /и. : «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Зайка серенький сидит». Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Чтение художественной литературы: стихотворения А. Л. Барто «Кто как кричит?»; потешки «Наши уточки с утра…»; рассказывание сказки «Козлятки и волк». Ознакомление с животными, птицами и их характерными особенностями.
Декабрь
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдение за травянистыми растениями: травы не видно, иногда из-под снега она виднеется.
Наблюдение за солнцем: показать, что солнце светит во все времена года. Солнце светит, - день солнечный.
Наблюдение за небом: небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно, вечером тоже рано темно. Перед снегопадом небо становится тёмным.
Наблюдение за деревьями и кустами: Обнять берёзку, она большая, высокая. Листьев нет. Ветер качает ветки. Кусты низкие, маленькие.
Наблюдение за явлениями природы: дождём и снегом. Дать представления о причинно-следственных отношениях. А также льдом и снегом.
Наблюдение за работой воспитателя в уголке природы: операции по уходу за комнатными растениями (полив, рыхление почвы).
Целевые прогулки: «Зима холодная»,
«Снегопад»,
«Птицы зимой»,
«Морозный, солнечный денёк». ( Как живут зимой звери: медведь, заяц, волк, лиса. Медведь готовится к зимней спячке.
Обогащение представлений о том, что траве, зимующей под снегом, не даёт замёрзнуть снежное одеяло.
Развитие познавательного интереса, обогащение словаря.
Формирование у детей представлений о частях суток; наступление сумерек – признак наступления вечера; упражнение в назывании текущего времени суток.
Формирование элементарных представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений, объяснить, почему у комнатных растений есть листья, а у наблюдаемых деревьев их нет.
Чтение стихотворения З. Александровой «Снежок»
Ознакомление с трудом взрослых; уточнение названий частей растения.
Формирование умения наливать воду в маленькие игрушечные лейки и поливать цветы.
Расширение представлений о сезонных изменениях связанных с наступлением зимы. Рассматривание деревьев, домов. Стало холодно: люди теплее одеты.
Ознакомление с таким явлением как снегопад, пояснить, что снег образуется при замерзании воды; снег падает, кружится, летает, блестит. Формирование умения любоваться красотой зимнего пейзажа.
Чтение стихотворения Л. Воронковой «Снег идёт». З. Александровой «Снежок»
Формирование умений: наблюдать за птицами; различать и правильно называть их; наблюдать за их действиями, повадками; выяснить, чем они питаются. Формирование заботливого отношения к пернатым – организовать кормление птиц: учить наполнять кормушки.
Формирование представлений о жизни животных в лесу; умения различать, называть зверей и производимые ими действия.
Экспериментирование: «Что тает, что – нет?»,
«Опыты со снегом» Формирование интереса к экспериментированию. Ознакомление с таким свойством снега, как способность лепиться (лепится ли снег; делать комки)
Д. /и. : «Кто, где живет?»; «Птицы, звери, рыбы»; «Кто к кормушке прилетел?»; «Чьи следы на снегу?» (взрослых и детей, кошек и собак, санок). «Когда это бывает?» (по признаку сезона назвать время года) (с использованием КТ).
Развивающие игры : «Где лежит снег», «Куда упала снежинка?». Формирование умения отвечать на вопросы; поддерживать познавательный интерес,
П. / игры: «Снежинки», «Заморожу, «Снег кружится», «Раз, два, три, к дереву беги!».
Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Формирование умения и стремления использовать в игре освоенные ранее знания.
Художественное творчество: рисование «Снег идёт», «Вот какая ёлочка; лепка: «Покормим птиц». Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы в продуктивных видах деятельности.
Рассматривание картинок: «Птичья столовая», «Как звери зимуют в лесу?».
Рассматривание фотографий по теме «Наши питомцы» Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка», Е. Благининой «Котёнок». Обогащение представлений о жизни птиц и животных в зимний период, посредством познавательных рассказов, рассматривания сюжетных картинок.
Формирование умения рассказывать по картинке.
Расширение представлений о домашних животных, о том, что люди о них должны заботиться.
Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Кто сказал «мяу?» (рассматривание иллюстраций);
К. Чуковский «Котауси и Мауси».
Чтение стихотворения А. Барто «Снег».
Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Ознакомление с домашними животными – героями сказки. Формирование умения имитировать их голоса.
Сюжетная игра с фигурками животных: «Строим зоопарк». Ознакомление с названиями животных; рассматривание и отбор игрушек