Ирина Хартюк
Консультация «Педагогическое образование родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Хартюк И. В.
Центр развития ребёнка - детский сад №114 Адмиралтейского района.
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. [2]
Публикация «Консультация „Педагогическое образование родителей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Семья является первой школой воспитания растущего человека и имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье ребёнок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи закладываются исходные жизненные позиции ребёнка, формируется его характер, происходит овладение им социальными ролями для адаптации в обществе. Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка. Большая роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям народа – прямая функция семьи как социального института.
Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем связанных с воспитанием детей, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с данной ситуацией. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование родителей выступает фактором поддержки социальной и педагогической грамотности и компетентности. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях : психологических, педагогических, медицинских, юридических…. Поэтому возникает необходимость тесного сотрудничества детского дошкольного учреждения с семьёй.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Н. К. Крупская неоднократно подчёркивала, что детский сад служит «организующим центром» и влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей». … В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Взаимодействие педагогов в дошкольном учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.
Таким образом, от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов, воспитателей, психологов и других специалистов зависит уровень семейного воспитания детей.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, психологов и охотно будут устанавливать с ними контакт. Поэтому педагоги должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в детском дошкольном учреждении, так и в семье.
Педагог в дошкольном учреждении должен работать таким образом, чтобы родитель смог :
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;
• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение и в ряде нормативно-правовых документов. В законе «Об образовании» (ст. 18) указано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – это не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллейности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Однако на взаимодействие детского дошкольного учреждения и семьи влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьёй, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства. [1]
Эту ситуацию можно нивелировать за счёт включения семьи в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения, для чего необходимо создать следующие условия:
1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомлёнными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка, безопасности его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и дошкольного образовательного учреждения в интересах развития ребёнка.
4. Потребностно - стимулирующие: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребёнка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в дошкольном образовательном учреждении форм сотрудничества с семьёй, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае дошкольное образовательное учреждение сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребёнку.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания психолого-педагогических воздействий на ребёнка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности ребёнка.
Основными направлениями взаимодействия с семьё й являются:
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа с семьями дошкольников.
В нашем детском саду решаются следующие приоритетные задачи:
• Повышение педагогической культуры родителей
• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;
• Изучение и обобщение опыта семейного воспитания.
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить педагогическую культуру самих родителей, а также качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Для решения поставленных задач используются следующие методы и формы работы:
• Анкетирование, опрос, заполнение социального паспорта семьи воспитанника, знакомство с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составление краткой психолого-педагогической характеристики.
• В группах оформлены «Уголки для родителей». В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных психологом, логопедами, воспитателем по изодеятельности, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями групп;
• С родителями проводится индивидуальное и групповое консультирование, беседы; так же обсуждаются достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем. Особое внимание уделяется работе с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов дошкольного учреждения, собрания, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребёнка к школе».