МААМ-картинки

Консультация «Педагогическое образование родителей»

Ирина Хартюк
Консультация «Педагогическое образование родителей»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог-психолог Хартюк И. В.

Центр развития ребёнка - детский сад №114 Адмиралтейского района.

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. [2]

Публикация «Консультация „Педагогическое образование родителей“» размещена в разделах

Семья является первой школой воспитания растущего человека и имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье ребёнок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи закладываются исходные жизненные позиции ребёнка, формируется его характер, происходит овладение им социальными ролями для адаптации в обществе. Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка. Большая роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям народа – прямая функция семьи как социального института.

Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем связанных с воспитанием детей, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с данной ситуацией. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование родителей выступает фактором поддержки социальной и педагогической грамотности и компетентности. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях : психологических, педагогических, медицинских, юридических…. Поэтому возникает необходимость тесного сотрудничества детского дошкольного учреждения с семьёй.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Н. К. Крупская неоднократно подчёркивала, что детский сад служит «организующим центром» и влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей». … В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Взаимодействие педагогов в дошкольном учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.

Таким образом, от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов, воспитателей, психологов и других специалистов зависит уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, психологов и охотно будут устанавливать с ними контакт. Поэтому педагоги должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в детском дошкольном учреждении, так и в семье.

Педагог в дошкольном учреждении должен работать таким образом, чтобы родитель смог :

• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

• Узнать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение и в ряде нормативно-правовых документов. В законе «Об образовании» (ст. 18) указано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – это не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллейности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Однако на взаимодействие детского дошкольного учреждения и семьи влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьёй, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства. [1]

Эту ситуацию можно нивелировать за счёт включения семьи в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения, для чего необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомлёнными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка, безопасности его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и дошкольного образовательного учреждения в интересах развития ребёнка.

4. Потребностно - стимулирующие: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребёнка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в дошкольном образовательном учреждении форм сотрудничества с семьёй, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае дошкольное образовательное учреждение сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребёнку.

Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания психолого-педагогических воздействий на ребёнка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности ребёнка.

Основными направлениями взаимодействия с семьё й являются:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа с семьями дошкольников.

В нашем детском саду решаются следующие приоритетные задачи:

• Повышение педагогической культуры родителей

• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;

• Изучение и обобщение опыта семейного воспитания.

Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить педагогическую культуру самих родителей, а также качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Для решения поставленных задач используются следующие методы и формы работы:

• Анкетирование, опрос, заполнение социального паспорта семьи воспитанника, знакомство с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составление краткой психолого-педагогической характеристики.

• В группах оформлены «Уголки для родителей». В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных психологом, логопедами, воспитателем по изодеятельности, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями групп;

• С родителями проводится индивидуальное и групповое консультирование, беседы; так же обсуждаются достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем. Особое внимание уделяется работе с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов дошкольного учреждения, собрания, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребёнка к школе».

Публикации по теме:

«Образование числа 8.» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Образование числа 8. НОД по познавательному.

Инклюзивное образование в ДОУ Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством.

Консультация для родителей и педагогов «Психолого — педагогическое консультирование в ДОУ по проблеме детского онанизма» В последнее время очень остро проявляется проблема детского онанизма. Детская мастурбация существует достаточно давно, но информации очень.

Конспект НОД «Образование числа 5» Программное содержание: Учить считать до 5 пользуясь правильными приемами счета. Содействовать овладению умениями: - различать количественный.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы Актуальность опыта В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует.

Проект «Правовое образование в ДОО» Актуальность Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно.

Проектная деятельность «Образование и семья» Наименование Проект Нормативно-правовое и программное обеспечение 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Всемирная декларация об обеспечении.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в интересах устойчивого развития личности ребенка 3–5 лет Зарубежный педагог начала XX века Э. Кэй писала: «Ребенок в глубине своего внутреннего «Я» чувствует, что имеет право быть /нехорошим/»,.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитывающих детей с ОВЗ в рамках семейного клуба Актуальность Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего.

Из опыта работы «Этнохудожественное образование в ДОУ»Из опыта работы «Этнохудожественное образование в ДОУ» Этнохудожественное образование в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края Подготовила: воспитатель д/с №40 «Золотой.

Автор публикации:
Консультация «Педагогическое образование родителей»
Опубликовано: 4 октября 2015 в 11:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Педагогическое образование родителей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хартюк (УИ 368969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД