Наталья Постаногова
Дополнительное образование
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Френсис Бекон сказал: «Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой». Эти слова, на мой взгляд, наиболее полно отражают ситуацию в современном дошкольном образовании в связи с внедрением ФГ. Действительно, любое новшество всегда несет за собой перемены в сложившемся укладе, проблемы, которые необходимо решать.
И создаётся впечатление, что возникает противоречие между познавательными интересами ребенка и необходимостью реализовать образовательную программу в полном объеме. На сегодняшний момент, наша основная задача состоит в том, чтобы на смену противоречию пришло единство интересов всех участников образовательного процесса, направленных в конечном итоге на формирование у ребенка необходимых интегративных качеств личности, которые позволят ему успешно учиться в школе.
Публикация «Дополнительное образование» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Как этого достичь? Я попыталась и вот сейчас выношу на ваше внимание проект Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм устного фольклора в процессе дополнительного образования
2 слайд
В ЗЕМЛЮ ЗЁРНЫШКО УПАЛО И ВЗОШЁЛ РОСТОЧЕК ЕГО ТУЧКА ПОЛИВАЛА ВЫРОС НАШ ЦВЕТОЧЕК
ЗА ЦВЕТКОМ СМОТРЕЛА ДРУЖНО МАЛЫШНЯ ИЗ САДА ПОТОМУ ЧТО НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ ИМ НАДО
ГОВОРИТЬ ВСЁ БЕЗ ЗАПИНКИ ПРАВИЛЬНО ДО СЛОГА ТУТ БЕЗ ПОМОЩИ ЦВЕТОЧКА ДЕЛА ОЙ КАК МНОГО
ЗНАНИЯМИ, ДОБРОТОЙ ВСЕХ РЕБЯТ ОТМЕТИТЬ БЛАГОДАРНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТИК – РЕЧЕЦВЕТИК.
Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. В настоящее время очень много детей дошкольного возраста имеют различные нарушения речи. Именно поэтому коррекционная работа с дошкольниками является необходимым компонентом всего образовательного процесса в детском саду. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм образовательной деятельности, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание деятельности и так же активно участвовать в художественном самовыражении. Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности.
3слайд
При всём разнообразии видов деятельности (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательном процессе занимает дополнительное образование, желательно бесплатное, как в нашем ДОУ (далее с вашего разрешения я буду называть эту работу кружком или кружковой работой, через которую ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, у него формируются первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений, развиваются творческие и коммуникативные способности. С помощью таких выразительных средств как устный народный фольклор.
Данная кружковая деятельность способствуют развитию речи, и всех психических процессов. Неоценима и её воспитательная роль. Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, что позволяет педагогу избегать шаблонного начала образовательной деятельности.
Поэтому я и решила организовать Коррекционно – коммуникативный кружок «Речецветик»
4 слайд
Направление работы: коррекционно-коммуникативное
Возрастная группа: подготовительная к школе группа- воспитанники 6 лет, в количестве 20 человек
Руководитель: учитель – логопед Постаногова Н. Р.
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм устного фольклора.
Задачи: представлены на слайде
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Развивать коммуникативные способности детей; формировать у детей культуру общения; сплачивать детский коллектив.
Развивать умение творчески использовать слово и артистические способности. Формировать выразительность речи.
Развивать слуховое внимание и память.
Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.
5 слайд
Направления коррекционно – коммуникативного кружка
• Формирование коммуникативных навыков
• Развитие артикуляционной моторики
• Коррекция звукопроизношения
• Развитие фонематического восприятия
• Формирование грамматических категорий
• Обогащение словаря
• Развитие связной и выразительной речи
6 слайд Программа
Овладение родным языком, выдвинуто в Программе кружка на первый план, и составляет один из основных элементов формирования личности… и тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием.
7 слайд
Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями :
Познание.
Коммуникация.
Чтение художественной литературы.
Художественное творчество.
Музыка.
8 слайд Прежде чем приступить к определению методов и форм их использования в развитии речевых умений у дошкольников посещающих кружок, была проанализирована ситуация в группе. Вызвало интерес, какой уровень коммуникативных навыков у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора. Для этой цели была выбрана методика О. С Ушаковой и Е. Струниной. Педагогический анализ запланировано проводить 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).
Речевые знания и умения детей были продиагностированы по 12 критериям и оценивались по 3 бальной системе.
Результаты Видны на экране
9 слайд
Исходя из результатов мониторинга, который проводился в сентябре месяце был намечен тематический план.
10 слайд
Который составлен в соответствии с учётом календаря традиционных народных праздников, таких как Васильев день, Святки, Масленица, Пасха, знакомства детей с традициями и обычаями, народными приметами, а также тематических недель в детском саду это: «Сказочная неделя», «Неделя здоровья».
Кружковые занятия проводятся по 30 – 35 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 25 занятий и 4 развлечения.
11 слайд
В тематический план включены следующие средства устного народного творчества
Загадки – Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляли собственные загадки, отгадывали предложенные взрослыми, разыгрывали отгадки с помощью жестов и мимики, рисовали отгадки.
Знакомила детей с такими видами загадок, как:
Загадки-описания,
Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления,
Загадки – метафорические образы,
Загадки – шутки,
Загадки – вопросы,
Загадки – обманки,
12 слайд
В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и поговорки. Максим Горький писал:
«В пословицах и поговорках особенно четко проступают прелесть простонародной речи.
Пословицы и поговорки знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
Благодаря пословицам и поговоркам дети узнают, как необходимо для человека умение правильно говорить, какой должна быть красиво построенная, правильно оформленная речь. Недаром одна из пословиц гласит: «По речам узнают человека».
13слайд
В тематический план включены и скороговорки — это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, игра в словотворчество.
Скороговорки использую для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, что способствует автоматизации и деффиренциации звуков речи.
14 слайд
Поэтичны и красивы народные песни.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей становится выработка дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким выговариванием слов, «проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. Колыбельные лаконичные и четкие по форме, они глубокие и ритмичные, поэтому, повторяя их, дети преодолевают эти недочеты.
15 слайд
Интересны для детей и народные приметы
В приметах есть неповторимая поэзия, в которой открывается ум, сердце, кругозор русского человека, его жизненный уклад, самобытность и неповторимость. В приметах сохранилось очень много, того что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай.
Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.
Вот и мы смастерили куклу – нянюшку!
16 слайд
Большинство потешек и прибауток - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Это и лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики.
17 слайд
Считалки
Детская считалка – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Разучивая с детьми считалки, мы тренируем память, и развиваем у детей чувство ритма.
18 слайд
В тематический план включила подвижные и хороводные игры, т. к являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Игры были и остаются непременным элементом народных обрядовых праздников, которые мы проводим в нашем детском саду.
19 слайд
Кружковая работа ведётся в трёх направлениях. Это работа с детьми, с педагогами ДОУ и работа с родителями.
20 слайд
Работа с родителями
Папы и мамы, бабушки и дедушки, братики и сестрички – это всё одна большая семья ребёнка. Гармония в семье – это то к чему мы стремимся.
С этой целью предлагается родителям научиться тому, чему уже успели научиться их дети.
В уголке для родителей выставляю материал по устным формам фольклора, тематические подборки пословиц и поговорок, скороговорок, колыбельных песен, т. е тот материал с которым в настоящее время знакомятся дети.
Эти ширмы всегда красочно оформлены в народном стиле и помещаются в виде папок – передвижек, а ещё располагаются в различных местах групповой раздевалки, на которых в первую очередь останавливается взгляд вошедшего.
В тетради с домашним заданием вкладываются подборки устных форм фольклора. Например: дети совместно с родителями выполняют домашнее задание — учат наизусть по одной скороговорке, делают рисунок к этой скороговорке;
Приглашаем родителей на праздники и развлечения где они могут послушать выступления своих деток, поучаствовать в конкурсах.
21 слайд
Работа с педагогами
Сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей, а так же и активных исполнителей. Поэтому планируя свою работу с педагогами, наметила следующие задачи:
22 слайд
Ознакомить воспитателей с современными теоретическими представлениями о формировании культурно-исторической, духовно-нравственной личности, показать технолого-педагогические возможности использования устных народных форм фольклора.
Обогащение групповой развивающей среды посредством дидактического материала.
Использование устных народных форм фольклора в профессиональной деятельности.
Творческое созидание педагогических форм использования фольклора.
23 слайд
Исходя из выше изложенного определённо можно сказать, что выбранная мной тема для кружковой работы актуальна и очень интересна детям и взрослым. Этот результат заметен при проведении мониторинга, который представлен на экране.
24 Чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество в работе с детьми.