Александра Александровна Минина
Педагогический проект «Образование в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Образовательная деятельность в Игре»
Воспитатель ГБДОУ № 38 Московского района
Минина Александра Александровна
Санкт-Петербург
2014
Образовательная деятельность в игре.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования повлек за собой прогрессивные тенденции в дошкольном образовании. Новые принципы, условия, цели и задачи, которые четко прописаны в документе.
Публикация «Педагогический проект „Образование в игре“» размещена в разделах
Важным принципом ФГОС ДО является разнообразить детство, а значит в ДОУ должно создать условия развития детей такие, в которых будут учтены все возможности и особенности психического и физического развития, так же и социальное окружение ребенка, национальные, культурные и религиозные привязанности.
Главным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и одной из задач ДОУ состоит в создании оптимальных условий для развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психологических, физических и возрастных особенностей и желание получать больше новых знаний во всех облостях. Многие родители думают, что дети должны посещать множество разнообразных дополнительных занятий и кружков для более полноценного развития, но они не дают ребенку быть ребенком, а завышенная планка родителей лишает детей времени на игры со сверстниками. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является основой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Игра — как наиболее доступный вид деятельности для детей, это способ полученния из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
На сегодня присутствует острая проблема в организации игровой деятельности детей современной жизни. Дети имею большое разнообразие игр и игрушек, и не так легко понять нужность той или иной игры и насколько подходит в развитии, т. е. несет ли она необходимую психологическую и педагогическую информацию. Педагогу неоходимо умение ориентироваться в современных играх сочетая желание ребенка и пользу которую он получит.
Цель: Расширить знания об игровой деятельности путем изучения необходимой литературы.
Задачи: Изучить психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет.
Изучить особенности организации игровых моментов в группе.
Привлечь к проекту родителей.
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.
Игра как средство образовательной деятельности для детей 4 – 5 лет.
Воспитание и образование детей среднего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка данного возраста необходимо предоставить большой выбор и возможность для игр, и самостоятельной деятельности. Возможности для игровой деятельности в большей степени выпадают во вторую половуну дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Т. к. в данное время (вечер) деток в группе меньше. Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, он получает большую часть его интеллектуальных и эмоциональных потребностей, закладывается характер.
Задача воспитателя заключается – в подоборе такиих игр, чтобы они и увлекали ребенка, и давали ему здоровую мыслительную работу. Умелое педагогическое руководство игрой позволяет сформировать у младших школьников такой целостный опыт, который пригодится в будущей учебной и практической деятельности. Устанавливается более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше познать друг друга, развивает коммуникабельность, и порой именно в игре проявляются совершенно неожиданные стороны ребенка. Игра сподвигает к соревнованию, желанию победить, учит сопереживать, способствует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует к деятельности. Игра только со стороны выглядит беззаботной и простой. Но в итоге она жадно требует, от играющего максимум своей энергии, ума, выносливости, самостоятельности. Дети воплощают в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Поэтому роль игры в воспитании и образовании, несёт социальный характер. Дошкольный возраст – первая ступень в усвоении общественного опыта. Ребенок развивается под влиянием воспитания и впечатлений от окружающего его мира. Дети рано проявляют интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, как способ воспроизведения полученных впечатлений и эмоций из памяти. Она наглядно – образное воплощение характера его мышления, эмоциональности, активности. Радость игры – это радость творчества. В играх ребенок получает удовлетворение от выполнения им задуманного.
У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
Игровые формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности.
В ДОУ игры детей происходят в разных центрах активности, содержащие совокупность образовательных областей обеспечивающих разностороннее развитие ребенка в основных направлениях: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры должны создаваться с учетом интеграции содержащих в себе образовательных областей.
В физическом направлении для развития детей создается зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Данные игры организуют воспитатели и проводят непосредственно под своим руководством утром, во время прогулки, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводит во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.
Для социально-личностного направления развития детей создаются центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.
В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Доктор» и т. д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
В эти игры дети играют совместно с взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.
В художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области : художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.
В центре искусства дети лепят, рисую.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)
При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития «Мы познаем мир» и т. д., центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с областями - познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения.
В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.
Работа организуется по двум направлениям:
- проводятся игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
- побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:
- наглядность
- сюжет
- слово
В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые раз от раза меняются, вызывая желание рассматривать их.
Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в группе позволяет организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.
Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.
Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.
Правила организации игровых моментов.
Игра приносит детям максимум пользы, если придерживаться ряда несложных правил, и в основном они касаются организационных моментов игры.
В возрасте 4 -5 лет внимание детей довольно рассеянно, для этого планируя проведение какой-либо игры, учитывается возрастная особенность и главное не затягивать процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, дальше теряется к ней интерес и действие не получит логического завершения.
Не стоит начинать игру незадолго до сна или не задолго до приёмом пищи. Так как потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планировать занятие с использованием дидактических материалов, надо позаботиться обо всех необходимых предметах, расположить их под рукой, ребёнок ждать не будет, пока вы ищите нужную картинку …
Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование и после проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно собрать и уберить игру до следующего раза.
Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям! Надо обязательно учитывайть уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.
Приучать детей к аккуратности. Побуждайть их приводить территорию в порядок после каждого занятия. А уборку так же можно превратить в весёлую игру!
Проектная часть.
№
Планируемые мероприятия
Сроки
Теоретическая работа
1
Сбор и анализ литературы по данной теме
сентябрь-
ноябрь 2014
2
Составление плана
декабрь – январь 2015
3
Создание картотеки игр.
на протяжении всего периода проекта
4
Общение с коллегами педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью;
В течение рабочего года 2014-2015
5
Памятка для родителей с советами по проведению игр
Декабрь 2014
6
Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;
В течении года
7
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
В течении года
8
Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;
В течении года
9
Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре»
В течении года
10
Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?»
01.12.14
11
Памятка для родителей: «Чему научит игра?»
01.01.15
12
13
Консультация : «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?»
Январь –Февраль 2015
14
Выставка детских рисунков: «Играя-учимся, играя—познаём!»
01.02.15
15
Вечер игр: «Весёлые игры»
01.03.15
16
Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка»
01.05.15
17
Спортивное соревнование : «Будем спортом заниматься»
01.02.15
18
Устные рекомендации. Обмен опытом. «Подвижная игра как средство оздоровления детей»
01.03.15
19
Буклет для родителей: «Игры на внимание»
01.04.15
20
Устные рекомендации: «Домашние игры ребёнка»
01.05.15
21
Игровой досуг: «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»
01.04.15
22
Неделя игры в детском саду
01.04.15
23
Самоотчет
Май - Июнь 2015
Заключение.
Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах а Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы. Продуманный подбор игрового матераила способствует тому, что игры детей становиться тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события. Важно вовремя вовремя осуществлять поддержку спонтанной игры детей, обогащать ее, предоставить время и пространстводля игры. Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Литература.
1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт
3. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.