МААМ-картинки

Педагогический проект «Образование в игре»

Александра Александровна Минина
Педагогический проект «Образование в игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект

«Образовательная деятельность в Игре»

Воспитатель ГБДОУ № 38 Московского района

Минина Александра Александровна

Санкт-Петербург

2014

Образовательная деятельность в игре.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования повлек за собой прогрессивные тенденции в дошкольном образовании. Новые принципы, условия, цели и задачи, которые четко прописаны в документе.

Публикация «Педагогический проект „Образование в игре“» размещена в разделах

Важным принципом ФГОС ДО является разнообразить детство, а значит в ДОУ должно создать условия развития детей такие, в которых будут учтены все возможности и особенности психического и физического развития, так же и социальное окружение ребенка, национальные, культурные и религиозные привязанности.

Главным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и одной из задач ДОУ состоит в создании оптимальных условий для развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психологических, физических и возрастных особенностей и желание получать больше новых знаний во всех облостях. Многие родители думают, что дети должны посещать множество разнообразных дополнительных занятий и кружков для более полноценного развития, но они не дают ребенку быть ребенком, а завышенная планка родителей лишает детей времени на игры со сверстниками. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является основой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Игра — как наиболее доступный вид деятельности для детей, это способ полученния из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

На сегодня присутствует острая проблема в организации игровой деятельности детей современной жизни. Дети имею большое разнообразие игр и игрушек, и не так легко понять нужность той или иной игры и насколько подходит в развитии, т. е. несет ли она необходимую психологическую и педагогическую информацию. Педагогу неоходимо умение ориентироваться в современных играх сочетая желание ребенка и пользу которую он получит.

Цель: Расширить знания об игровой деятельности путем изучения необходимой литературы.

Задачи: Изучить психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет.

Изучить особенности организации игровых моментов  в группе.

Привлечь к проекту родителей.

Ожидаемый результат:

Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.

 

Игра как средство образовательной деятельности для детей 4 – 5 лет.

Воспитание и образование детей среднего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка данного возраста необходимо предоставить большой выбор и возможность для игр, и самостоятельной деятельности. Возможности для игровой деятельности в большей степени выпадают во вторую половуну дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Т. к. в данное время (вечер) деток в группе меньше. Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, он получает большую часть его интеллектуальных  и эмоциональных потребностей, закладывается характер.

Задача воспитателя заключается – в подоборе такиих игр, чтобы они и увлекали ребенка, и давали ему здоровую мыслительную работу. Умелое педагогическое руководство игрой позволяет сформировать у младших школьников такой целостный опыт, который пригодится в будущей учебной и практической деятельности. Устанавливается более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше познать друг друга, развивает коммуникабельность, и порой именно в игре проявляются совершенно неожиданные стороны ребенка. Игра сподвигает к соревнованию, желанию победить, учит сопереживать, способствует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует к деятельности. Игра только со стороны выглядит беззаботной и простой. Но в итоге она жадно требует, от играющего максимум своей энергии, ума, выносливости, самостоятельности. Дети воплощают в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Поэтому роль игры в воспитании и образовании, несёт социальный характер. Дошкольный возраст – первая ступень в усвоении общественного опыта. Ребенок развивается под влиянием воспитания и впечатлений от окружающего его мира. Дети рано проявляют интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, как способ воспроизведения полученных впечатлений и эмоций из памяти. Она наглядно – образное воплощение характера его мышления, эмоциональности, активности. Радость игры – это радость творчества. В играх ребенок получает удовлетворение от выполнения им задуманного.

   У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

      Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.  

 Игровые формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности.

В ДОУ игры детей  происходят в разных центрах активности, содержащие совокупность образовательных областей обеспечивающих разностороннее развитие ребенка в основных направлениях: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры должны  создаваться  с учетом интеграции содержащих в себе образовательных областей.

В физическом направлении для развития детей  создается зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Данные игры организуют воспитатели и проводят непосредственно под своим руководством утром, во время прогулки, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводит  во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей создаются  центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.  

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Доктор» и т. д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

В эти игры дети играют совместно с взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.

В художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области : художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

  В центре искусства дети лепят, рисую.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательном, речевом  развитии ребенка создается  центр речевого развития «Мы познаем мир» и т. д., центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с областями - познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения.

В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,  шнуровки, разные виды мозаик.

Работа организуется   по двум направлениям:

- проводятся  игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

- побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:

- наглядность

- сюжет

- слово

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые раз от раза меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в  группе позволяет организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

  Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Правила организации игровых моментов.

Игра приносит детям максимум пользы, если  придерживаться ряда несложных правил, и в основном они касаются организационных моментов игры.

В  возрасте 4 -5 лет  внимание детей довольно рассеянно, для этого планируя проведение какой-либо игры, учитывается возрастная особенность и главное не затягивать процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, дальше теряется  к ней интерес и действие не получит логического завершения.

Не стоит начинать игру незадолго до сна или не задолго до приёмом пищи. Так как потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планировать занятие с использованием дидактических материалов, надо позаботиться обо всех необходимых предметах, расположить их под рукой, ребёнок ждать не будет, пока вы ищите нужную картинку …

Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование и после проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно собрать и уберить игру до следующего раза.

Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям! Надо обязательно учитывайть уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.

Приучать детей к аккуратности. Побуждайть их приводить территорию в порядок после каждого занятия. А уборку так же можно превратить в весёлую игру!

Проектная часть.

Планируемые мероприятия

Сроки

Теоретическая работа

1

Сбор и анализ литературы по данной теме

сентябрь-

ноябрь 2014

2

Составление плана

декабрь – январь 2015

3

Создание картотеки игр.

на протяжении всего периода проекта

4

Общение с коллегами педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью;

В течение рабочего года 2014-2015

5

Памятка для родителей с советами по проведению игр

Декабрь 2014

6

Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме;

В течении года

7

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

В течении года

8

Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;

В течении года

9

Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре»

В течении года

10

Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?»

01.12.14

11

Памятка для родителей: «Чему научит игра?»

01.01.15

12

13

Консультация : «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?»

Январь –Февраль 2015

14

Выставка детских рисунков: «Играя-учимся, играя—познаём!»

01.02.15

15

Вечер игр: «Весёлые игры»

01.03.15

16

Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка»

01.05.15

17

Спортивное соревнование : «Будем спортом заниматься»

01.02.15

18

Устные рекомендации. Обмен опытом. «Подвижная игра как средство оздоровления детей»

01.03.15

19

Буклет для родителей: «Игры на внимание»

01.04.15

20

Устные рекомендации: «Домашние игры ребёнка»

01.05.15

21

Игровой досуг: «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»

01.04.15

22

Неделя игры в детском саду

01.04.15

23

Самоотчет

Май - Июнь 2015

Заключение.

Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах а Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы. Продуманный подбор игрового матераила способствует тому, что игры детей становиться тематически разносторонними. Расширение игровых интересов приводит к тому, что дети стремятся отображать в играх все более разнообразные события. Важно вовремя вовремя осуществлять поддержку спонтанной игры детей, обогащать ее, предоставить время и пространстводля игры. Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.   Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь  в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик  детей на этапе завершения дошкольного образования.

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Литература.

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт

3. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных  учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

Публикации по теме:

Проект «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности» Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект по обучению детей игре на народных музыкальных инструментах с использованием театрализованных приемов Авторский проект СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ.

Проект «Формирование музыкально-слуховых представлений у детей младших классов в процессе обучения игре на скрипке» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «НОВАЯ КОРЧЕВА» Методическая разработка Формирование.

Педагогический проект «Мы сказочники» Педагогический проект «Мы сказочники» Мир волшебный и чудесный приглашает всех ребят, Стать героями из сказок будет каждый очень рад. Время.

Педагогический проект «Мой космос»Педагогический проект «Мой космос» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Лебедянь Липецкой области.

Педагогический проект по ППБ (фотоотчет)Педагогический проект по ППБ (фотоотчет) Проект по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные", создан и реализован во второй младшей группе. Основной целью было знакомство.

Педагогический проект «Семья» Тип проекта: познавательно-воспитательный. Возраст детей: 3-4 года. Продолжительность проекта: 5 недель. Период выполнения: проект был.

Проект по сенсомоторному развитию детей «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся» Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети, родители, воспитатели Продолжительность проекта: долгосрочный Цель.

Проект по сюжетно-ролевой игре «Семья» Паспорт проекта по сюжетно-ролевой игре «Семья». Тема Сюжетно-ролевая игра «Семья» Адресация проекта Воспитатели дошкольного учреждения,.

Проект «Развитие дошкольника в сюжетно-ролевой игре»Проект «Развитие дошкольника в сюжетно-ролевой игре» Проектная деятельность в средней группе Проект «Развитие дошкольника в сюжетно-ролевой игре». Вид проекта: долгосрочный (три года) Автор.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический проект «Образование в игре»
Опубликовано: 20 января 2016 в 23:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Образование в игре»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Александровна Минина (УИ 406207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД