Лебедева Анна Александровна
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает созда-ние системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экологических акций» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Актуальность формирования экологического образования дошкольников является формирование у ребёнка основ экологической культуры, а это предполагает воспита-ние с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Поскольку ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов экологического образования детей в данном возрасте выступает игровой метод. Игра является эффективным средством формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.
В своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Вопросы привития навыков основ экологической культуры детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Л. Я. Мусатова, С. Н. Николаева, В. Г. Грецова, М. К. Ибраимова, Г. В. Кирикэ, И. А. Комарова, А. И. Герцена придавали важное значение формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Ушинский К. Д, утверждал, что в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем…
Был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Э. В. Гирусов выделяет игру, как метод экологического воспитания, где цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов приро-допользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Согласно ФГОС ДО :
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого от-ношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры во ФГОС ДО.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Осознавая важность проблемы нами была определена:
Цель: создание условий для экологического образования старших дошкольников средствами экологических акций, игр, сказок экологического содержания.
Реализацию цели обеспечило решение следующих задач.
1. создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую экологическому образованию старших дошкольников;
2. воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней современными средствами образования : экологические акции, игры, сказки экологического содержания;
3. создать условия для тесного сотрудничества педагогов и родителей для повышения экологической воспитанности всех участников образовательных отношений.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в том, что
Грамотное систематическое использование экологических акций, игр, сказок экологического содержания, будет способствовать формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания, воспитанию экологической культуры, а также стимулировать их познавательную мотивацию и интерес к природе.
Наша работа состояла из 3 этапов
Подготовительный этап
• изучение методического материала
• перспективный план
• разработка конспектов с элементами экспериментирования
• проведение мониторинга
Основной этап
• образовательная деятельность с детьми
• создание картотек
• обогащение развивающей предметно – пространственной среды
• взаимодействие в работе ДОУ и родителей
Заключительный этап
анализ результатов работы,
• закрепление полученных результатов,
• формулировка выводов
Задача 1 этапа – анализ сформированности основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
По методике Т. А. Серебряковой по следующим критериям:
изучение уровня сформированности основ экологической культуры у детей дошкольного возраста может быть направлено на решение целого спектра задач:
- формирование экологических знаний;
- овладение познавательными умениями, соответствующими содержанию экологических знаний;
- формирование отношения к природе и характер этого отношения (познавательное, эмоционально-эстетическое или гуманистическое);
- умение выполнять условия экологических игр.
Для проведения мониторинга мы использовали разнообразные методы :
- экологические игры
-беседы с детьми;
- наблюдения за самостоятельными проявлениями детей в природе,
- эксперименты,
- дидактические игровые задания,
- проблемные ситуации и пр.
Результаты мониторинга показали, что
- У большинства детей неустойчивое познавательное отношение к миру природы;
- знания носят не систематизированный характер;
- ребенок не проявляет устойчивую потребность в самостоятельном выполнении познавательного задания;
активно использует модели для установления взаимосвязей и взаимозависимостей в природе;
- испытывает затруднения при выполнении творческих заданий.
Следующий этап нашей работы – основной (формирующий).
Работа строилась по 3 направлениям:
- работа с детьми
- работа с родителями
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Работа с детьми началась с того, что был составлен перспективный план работы, подобрана картотека экологических игр, и началась работа через разнообразные формы :
На слайде схема
- беседы («Что такое природа?» «Беседа о волшебнице воде», «Воздушная среда обитания», «Обитатели Красной книги», «Лес: любить, беречь и не бояться», «Птицы и звери зимой»)
- чтение художественных произведений («Дикие животные», «Морские обитатели» энциклопедия знатока «Наша планета», экологические сказки, энциклопедия «Живая природа»,
- наблюдение (наблюдения за птицами, за растениями);
- выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых животных и растений;
- оформление альбома экологические сказки для детей дошкольного возраста;
- применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Зайцы», «На рыбалку с котом Леопольдом», «Карлсон гостит у детей»).
- Экологические дидактические игры («Игра – лото «Что вредно, а что полезно», «Игра – лото Живая и неживая природа», «Цифровые пазлы», «Собери картинку», «Загадки леса»)
- Экологические пособия («Времена года»)
Старались строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Очень эффективная форма работы с детьми – это целевые прогулки.
Основные тематики целевых прогулок: «Прогулка к цветнику», «Прогулка к елочке» и т. д.
- Театрализованные представления
Эксперимент «Чудесный цветок»
Цель: включение воспитанников в экологически-ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для посадки, роста и нормальной жизнедеятельности цветущих растений.
С этой целью мною разработаны экологические правила для дошкольников. Детей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами видеть красоту родного края, слушать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные знания дети сохранят на всю жизнь.
В проводимых акциях принимают активное участие педагоги, дети и их родители.
Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц «Поможем пернатым», которая продолжается в течение всей зимы. В рамках этой природоохранной акции, проводятся ряд мероприятий, согласно разработанному плану.
Перед Новым годом проходят ежегодная природоохранная акция в защиту елочек. «Зеленая елочка – живая иголочка».
Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Поэтому данная работа велась в тесном взаимодействии с родителями:
- анкетирование родителей по теме «Экологическое образование в семье», «Насколько вы компетентны в вопросах экологии».
- На информационных стендах для родителей - рекомендации по освоению основ экологической культуры.
- участие в конкурсах и выставках.
- родительские собрания («Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста», «Экология и мы») на которых привлекаем родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.
- консультации «Экологическое воспитание в семье», «В союзе с природой», «Экология и дети», «Грибы», «Весенние прогулки», «Зеленый мир на окошке»
Викторина: Экологическая викторина «В мире животных»
Выпуск экологических альбомов «Паспорт деревьев», «Экологический калейдоскоп», «Лесной календарь».
Необходимо привлекать родителей к формирования основ экологической культуры, указывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения в природе, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:
Уголки экологической культуры, в которых имеются
- макеты
- настольные, дидактические игры
- игровое оборудование для развития сюжетных игр,
- детская художественная литература,
- картотеки игр.
- комплекты плакатов: («Берегите лес», «Экология и мы»);
Говоря о новизне и личном вкладе в работу по данному направлению следует отметить, что
- Создана картотека экологических игр, которую использовала в разных режимных моментах.
- Разработана система занятий по разным видам детской деятельности (художественная, речевая, двигательная, в которых был сделан акцент на формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (Рисование пейзажей, отдельных деревьев всегда заканчивались беседами природооохранного характера, Спортивное развлечение с родителями «Поход в лес» включат задания из серии «Как правильно вести себя в лесу» и т. д.
Нами был проведен мониторинг для определения результативности проведён-ной работы.
Критерии;
1 - формирование экологических знаний;
2 - овладение познавательными умениями, соответствующими содержанию экологических знаний;
3 - формирование отношения к природе и характер этого отношения (познавательное, эмоционально-эстетическое или гуманистическое);
4 - умение выполнять условия экологических игр.
Анализ мониторинга в конце учебного года показал следующие результаты:
- у детей устойчивое субъективное познавательное отношение к миру природы;
- знания носят систематизированный обобщенный характер;
- проявляют устойчивую потребность в самостоятельном выполнении познавательного задания, демонстрирует умение самостоятельно строить модель;
- активно используют модели для установления взаимосвязей и взаимозависимостей в природе; проявляют способность выполнять творческие задания с опорой на модель.
- принимают активное участие в трудовой деятельности.
- любознательны, эмоциональны, бережливы, проявляют сочувствие, сопереживание к объектам природы.
Планомерная и систематическая работа взрослых с детьми, направленная на формирование основ экологической культуры является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, внедряться в различные виды познавательной деятельности детей, а не время от времени.