Курдояк Евгения Александровна
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
(титульный слайд)
Ребенок -природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, переживаний, действий. Благодаря этому он познает мир, в который пришёл. Он изучает все как может и чем может -глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чтобы обогатить свои знания и опыт по теме я изучила методику А. И. Савенкова, который считает, что важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей в условиях дошкольной организации. Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. Убедилась в том, что экология, это та сфера в образовании, в которой можно применить продуктивную познавательно-исследовательскую деятельность.
Цель работы: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников. Для достижения данной цели, мной были поставлены задачи :
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
В течении всей моей работы собирала материал, который вызывает у детей большой интерес. Это упражнения и проблемные ситуации, логические задачи, сценарии опытов и экспериментов, которые оформила в альбомы (слайд с альбомом)
Большое внимание при организации исследовательской деятельности старших дошкольников я уделила созданию развивающей среды. В уголке природы организовала зону экспериментирования. В ней есть оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы. Это специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, трубочки и др. Природный материал -_камешки, песок, семена и др. Приборы-весы, лупы. Технический материал – шурупы, болты и многое другое.
Вместе с детьми создали свой мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные предметы: ракушки, камни, шишки, пуговицы. Наша коллекция постоянно обновляется, тематика зависит от интересов детей, а собранные ими материалы мотивируют их на исследования, помогают сохранить интерес к данной деятельности. (слайд)
И только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата, поэтому я привлекала родителей к активной помощи (сбор экспонатов для нашей коллекции, оформление различных альбомов («Хлеб всему голова», альбом «Загадки про живую и неживую природу (слайд)
Рекомендовала родителям проводить эксперименты дома. И это была еще одна мотивация для детей к проведению исследовательской деятельности. (слайд)
В процессе работы с детьми успешно применяла мультимедийные средства обучения, что стимулировало познавательный интерес детей. Намного интересней не просто слушать рассказ воспитателя об изучаемых объектах и явлениях, а посмотреть собственными глазами. (слайд)
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке, я разместила персонаж «Пугало», которое сделала своими руками. (слайд). Этот персонаж «участвовал» в экспериментах, «приносил» интересные вещи юным исследователям, «задавал» вопросы, «загадывал» загадки, то есть «создавал» проблемные ситуации. (слайд)
Повседневные дела, режимные моменты, разные виды занятий дают большое поле деятельности для исследований.
Экспериментирование с бумагой дало детям возможность выделить для себя новые свойства бумаги («Рекордный вес», «Прозрачная бумага»).(слайд)
Исследования воды позволило детям сравнить различные свойства и состояния воды. (Вода прозрачная; у воды нет вкуса и запаха. (слайд)
Своим опытом работы, я поделилась с коллегами. Выступала на педагогическом совете с консультацией для всех возрастных групп «Уголок экспериментирования в детском саду».
Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности».
Провела «Мастер класс» на тему: «Экспериментальная деятельность с природным материалом как средство развития познавательной активности у детей».
Для достижения цели по экологическому образованию своих воспитанников применяла различные методы и приё мы:
Словесные: эвристические беседы; постановку и решение вопросов проблемного характера; использовала художественное слово.
Например, «Наш дом - природа?» «Мое любимое домашнее животное», «Правила друзей леса», «Живая природа». «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?», «Каким образом животные готовятся к зиме?» и др. (слайд 8)
Наглядные: наблюдали за объектами и явлениями живой и неживой природы; просматривали о них фото и видеоматериалы, фотоальбомы. Результаты наблюдений опытов, экспериментов, трудовой деятельности фиксировали в схемах и рисунках. (слайд 9)
Игровые: игровые обучающие и творческие развивающие ситуации с экологическим содержанием, а также дидактические; сюжетно-ролевые, строительные и др. игры экологической направленности. Например, Д/ игры: «Найди листик к дереву», «Кто где живет», «Живое -неживое», и другие. (слайд 10)
Практические: Опыты и эксперименты; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы (продуктивная деятельность); труд в природе (в уголке природы группы, на участке детсада, на экологической тропе и др., действия; совместные детско-родительские экологические проекты. (например, выращивание рассады цветов для детского сада, наблюдение за развитием растений в домашних условиях и др.) (слайд 11)
ТРИЗ-технологии в форме игровых заданий, например, «Пугало огородое» принёс комнатное растение, которое плохо растёт, как можно ему помочь?» Этот метод работы способствует развитию у детей аналитического типа мышления. (слайд 12)
Работая над данной темой, я приняла участие в муниципальной акции «Покормите птиц зимой», организованной МБУДО «Центром дополнительного образования «Радуга», конкурс рисунков «Красавица Ангара»,-«АНО развития детей дошкольного возраста «Мудрая Сова», конкурс «Летний дворик -муниципальное образование «Тайшетский район». (слайд13)
Не прекращалась наша исследовательская деятельность и на прогулке. Мы с детьми провели ряд опытов со снегом «Теплый сугроб», «Чистый лед» и много других опытов с другими объектами живой и не живой природы. (слайд)
Провела познавательные целевые прогулки: за изменениями природы по сезонам, продолжительностью дня, за изменениями в жизни растений и животных, наблюдениями за трудом людей). Организовала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Кроме этого использовала разнообразные игровые упражнения : «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). (слайд 14)
Считаю, что в результате, проделанной мною работы, поставленная цель и задачи были достигнуты, я помогла своим воспитанникам вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Частично сформировала понимание того, что человек – есть часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, у детей появился :
— активный познавательный интерес и познавательная активность;
— расширился кругозор: в частности, знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах материалов, о применении их человеком;
— появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать их, делать выводы;
— развились качества личности: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.