МААМ-картинки

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности

Курдояк Евгения Александровна
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

(титульный слайд)

Ребенок -природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, переживаний, действий. Благодаря этому он познает мир, в который пришёл. Он изучает все как может и чем может -глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах

Чтобы обогатить свои знания и опыт по теме я изучила методику А. И. Савенкова, который считает, что важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей в условиях дошкольной организации. Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. Убедилась в том, что экология, это та сфера в образовании, в которой можно применить продуктивную познавательно-исследовательскую деятельность.

Цель работы: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников. Для достижения данной цели, мной были поставлены задачи :

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

В течении всей моей работы собирала материал, который вызывает у детей большой интерес. Это упражнения и проблемные ситуации, логические задачи, сценарии опытов и экспериментов, которые оформила в альбомы (слайд с альбомом)

Большое внимание при организации исследовательской деятельности старших дошкольников я уделила созданию развивающей среды. В уголке природы организовала зону экспериментирования. В ней есть оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы. Это специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, трубочки и др. Природный материал -_камешки, песок, семена и др. Приборы-весы, лупы. Технический материал – шурупы, болты и многое другое.

Вместе с детьми создали свой мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные предметы: ракушки, камни, шишки, пуговицы. Наша коллекция постоянно обновляется, тематика зависит от интересов детей, а собранные ими материалы мотивируют их на исследования, помогают сохранить интерес к данной деятельности. (слайд)

И только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата, поэтому я привлекала родителей к активной помощи (сбор экспонатов для нашей коллекции, оформление различных альбомов («Хлеб всему голова», альбом «Загадки про живую и неживую природу (слайд)

Рекомендовала родителям проводить эксперименты дома. И это была еще одна мотивация для детей к проведению исследовательской деятельности. (слайд)

В процессе работы с детьми успешно применяла мультимедийные средства обучения, что стимулировало познавательный интерес детей. Намного интересней не просто слушать рассказ воспитателя об изучаемых объектах и явлениях, а посмотреть собственными глазами. (слайд)

Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке, я разместила персонаж «Пугало», которое сделала своими руками. (слайд). Этот персонаж «участвовал» в экспериментах, «приносил» интересные вещи юным исследователям, «задавал» вопросы, «загадывал» загадки, то есть «создавал» проблемные ситуации. (слайд)

Повседневные дела, режимные моменты, разные виды занятий дают большое поле деятельности для исследований.

Экспериментирование с бумагой дало детям возможность выделить для себя новые свойства бумаги («Рекордный вес», «Прозрачная бумага»).(слайд)

Исследования воды позволило детям сравнить различные свойства и состояния воды. (Вода прозрачная; у воды нет вкуса и запаха. (слайд)

Своим опытом работы, я поделилась с коллегами. Выступала на педагогическом совете с консультацией для всех возрастных групп «Уголок экспериментирования в детском саду».

Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности».

Провела «Мастер класс» на тему: «Экспериментальная деятельность с природным материалом как средство развития познавательной активности у детей».

Для достижения цели по экологическому образованию своих воспитанников применяла различные методы и приё мы:

Словесные: эвристические беседы; постановку и решение вопросов проблемного характера; использовала художественное слово.

Например, «Наш дом - природа?» «Мое любимое домашнее животное», «Правила друзей леса», «Живая природа». «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?», «Каким образом животные готовятся к зиме?» и др. (слайд 8)

Наглядные: наблюдали за объектами и явлениями живой и неживой природы; просматривали о них фото и видеоматериалы, фотоальбомы. Результаты наблюдений опытов, экспериментов, трудовой деятельности фиксировали в схемах и рисунках. (слайд 9)

Игровые: игровые обучающие и творческие развивающие ситуации с экологическим содержанием, а также дидактические; сюжетно-ролевые, строительные и др. игры экологической направленности. Например, Д/ игры: «Найди листик к дереву», «Кто где живет», «Живое -неживое», и другие. (слайд 10)

Практические: Опыты и эксперименты; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы (продуктивная деятельность); труд в природе (в уголке природы группы, на участке детсада, на экологической тропе и др., действия; совместные детско-родительские экологические проекты. (например, выращивание рассады цветов для детского сада, наблюдение за развитием растений в домашних условиях и др.) (слайд 11)

ТРИЗ-технологии в форме игровых заданий, например, «Пугало огородое» принёс комнатное растение, которое плохо растёт, как можно ему помочь?» Этот метод работы способствует развитию у детей аналитического типа мышления. (слайд 12)

Работая над данной темой, я приняла участие в муниципальной акции «Покормите птиц зимой», организованной МБУДО «Центром дополнительного образования «Радуга», конкурс рисунков «Красавица Ангара»,-«АНО развития детей дошкольного возраста «Мудрая Сова», конкурс «Летний дворик -муниципальное образование «Тайшетский район». (слайд13)

Не прекращалась наша исследовательская деятельность и на прогулке. Мы с детьми провели ряд опытов со снегом «Теплый сугроб», «Чистый лед» и много других опытов с другими объектами живой и не живой природы. (слайд)

Провела познавательные целевые прогулки: за изменениями природы по сезонам, продолжительностью дня, за изменениями в жизни растений и животных, наблюдениями за трудом людей). Организовала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Кроме этого использовала разнообразные игровые упражнения : «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). (слайд 14)

Считаю, что в результате, проделанной мною работы, поставленная цель и задачи были достигнуты, я помогла своим воспитанникам вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Частично сформировала понимание того, что человек – есть часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, у детей появился :

— активный познавательный интерес и познавательная активность;

расширился кругозор: в частности, знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах материалов, о применении их человеком;

— появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать их, делать выводы;

развились качества личности: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: сформировать представление детей о магните и компасе. Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как происходит извержение вулканов?» Цель: познакомить детей с природными явлением-вулканом, причиной его извержения. Ход занятия Воспитатель начинает занятие с загадки про.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности
Опубликовано: 29 января 2023 в 14:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Курдояк Евгения Александровна (УИ 2247412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД