наталия вознякова
Экологическое образование детей дошкольного возраста в играх
▼ Скачать + Заказать документы
В современный период гуманизации системы образования ведется поиск активных форм, методов, технологий экологического образования дошкольников. Большим потенциалом обладает игра, которая выполняет мотивационно- стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции.
Темочки:
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра – многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д. Леви). Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности (Ж. Пиаже, К. Бюллер). Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации.
Существуют различные подходы к классификации игр. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные; по длительности – на игры-миниатюры (3–5 мин., игры-эпизоды (5–10 мин., игры- занятия (20–35 мин.); по степени сложности выполнения действий – на элементарные игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр; кроме того, игры подразделяются на игры с готовым содержанием и правилами и творческие.
Игры с правилами имеют готовое содержание, четко сформулированные правила с заранее установленной последовательностью действий. В некоторых таких играх имеется сюжет, в них разыгрывается роль. Среди игр с правилами следует особо выделить народные, передающиеся из поколения в поколение. Народным русским играм присуща простота, общедоступность, гармоничность сочетания самобытного, национального начала с элементами культур других народов. Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян-земледельцев: «Уж мы просо сеяли», «Жнец», «Мак», «Огород». В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки».
С помощью дидактических игр воспитатель уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся представления детей о предметах и явлениях природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют умению играть вместе. Игры позволяют детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают положительное эмоциональное отношение к природе.
Дидактические игры проводятся с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняясь с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.
Проблема использования дидактической игры как средства ознакомления с природой не нова. Анализ имеющихся в современной отечественной методике игр (В. Н. Аванесова, В. А. Дрязгунова) показывает, что в подавляющем большинстве основное внимание в них уделяется ознакомлению детей с предметами и явлениями природы, уточнению и закреплению представлений о свойствах и качествах последних. И лишь в некоторых играх ставятся задачи научить ребенка прослеживать существующие в природе связи и зависимости, понимать целостность не только живого организма, но и экосистем, невозможность извлечения отдельных элементов природы без нарушения ее целостности; сформировать осознанное отношение к природе (Г. В. Кирикэ, И. А. Комарова).
В исследовании О. М. Газиной разработаны и апробированы дидактические игры с экологическим содержанием для детей 5–6 лет. Особое место отводится играм, содержание которых позволяет ребенку установить существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями природы («Лисы и зайцы», «Что сначала, что потом?»); средой обитания и особенностями питания («У кого какие зубы?», «Накорми животных»); между средой обитания и поведением животных («Угадай, какой я зверь», «Где я живу –не скажу, отгадай, я покажу»); экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям определенной среды («Хищные насекомые», «Загадочная тропинка», «Чей след?»).
Дидактические игры имеют различную классификацию. Так, Е. И. Удальцова, А. К. Бондаренко классифицируют игры по характеру используемого материала на предметно-манипулятивные, настольно-печатные и словесные.
Предметно-манипулятивные игры проводятся с использованием различных предметов природы (листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т. д.). В качестве примера таких игр можно назвать следующие: «Путаница», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Коллекционер впечатлений», «Ящик ощущений», «Экологический тир» и др. Данные игры ориентированы на совершенствование детского опыта восприятия природы, на обучение стратегиям и технологиям взаимодействия с природными объектами. Они нацелены на формирование экологических представлений детей о свойствах, качествах природных объектов и явлений, на развитие умений выделять экологическое состояние объектов природы, группировать объекты по экологическим признакам. Такие игры развивают сенсорику, познавательный интерес, образно-логическое мышление детей. При включении игры в экологическое образование дошкольников предусматривается усложнение познавательной деятельности от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в не стандартную ситуацию.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.).
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры должны иметь словесное сопровожде ние, которое может предварять восприятие картинки, либо сочетаться с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний). Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх представления о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Что это за птица?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает» и др.
В исследовании В. А. Дрязгуновой выделяются два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные.
Бессюжетные игры – это игры, в которых все дети выполняют одно–два однородных действия. Пример таких игр: «Угадай по описанию», «Узнай по вкусу».
Сюжетные игры – те игры, в которых действия, согласно ее правилам, выполняются соответствующими участниками (исполняют роли, а содержание отражает определенный сюжет. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Например: «Магазин цветов», «Консервный завод».
Основные природные материалы, которые предлагает использовать В. А. Дрязгунова в играх –это овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты привлекают детей, прежде всего, своей формой, окраской, вкусом, запахом. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.
Комнатные растения удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половину года в нашей стране деревья и кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остаются зелеными постоянно, а некоторые цветут даже зимой.
Следующим видом игр с правилами являются подвижные игры экологического содержания («Волки и овцы», «Комары и лягушки», «Пищевая пирамида» и др., которые носят имитационный характер. Они учат детей видеть экологические аспекты взаимоотношений в природе. Выполняя активные двигательные игровые действия (построение цепей питания, «охота» на жертву, передача «энергии» по энергетической пирамиде и т. п.) в соответствии с содержанием игры, дошкольники знакомятся с экологическими связями и отношениями («хищник–жертва», «производители–потребители–разрушители») в природе, экологическими ролями, защитными приспособлениями растений и животных, учатся понимать и действовать в различных экологических ситуациях. Особенностью подвижных игр является их соревновательный характер.
Творческие игры с экологическим содержанием имеют большое значение для развития детей. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий, наблюдений, чтения природоведческой литературы. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.
Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Экологическое путешествие», «В гостях у Лесовичка» и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы («Как дерево превращается в почву», «Приключения Экоколобка», «Маскировка» и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей.
Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конструкторские игры, труд детей в природе. При организации наблюдений создаются игровые ситуации, когда дети представляют себя детективами или инопланетянами, которым придется заниматься поисками тех или иных природных предметов (опавших плодов и семян, насекомых и следов их деятельности и т. п.).
Началом игры является создание воображаемой ситуации («мнимой», по Л. С. Выготскому, т. е. постановка перед детьми задачи на воображение : «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т. п.
Например, при изучении темы «Сезонные изменения в природе осенью» воспитатель предлагает детям поиграть в «Лесное собрание» : «Представьте себе, что все мы – лесные жители, кто – насекомые, кто – звери, кто – птицы…
– Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся – скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится в зиме…
Дети распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки, птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, воспитатель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, если сюжет «разваливается», если ребенок не знает, как играть свою роль. Приведем пример подобной помощи.
Мила взяла на себя роль ежа. Но когда девочке дали слово, она растерялась и смущенно стояла молча.
Ты еж или ежик? – спрашивает воспитатель Милу.
– Ежик, – отвечает девочка.
– Значит, ты еще маленький, недавно родился, еще, наверное, не знаешь, как ежи готовятся к зиме? – Мила кивает головой.
– И настроение у тебя из-за этого вот такое, верно? – воспитатель дает девочке картинку, на которой изображен плачущий ежик.
Девочка тут же «подхватывает» игровую ситуацию, начинает передавать «страдания» ежика:
–Ой, помогите, я ежик маленький- бедненький, не знаю, как ежи к зиме готовятся. Ой, я замерзну, пропаду…
Дети поддерживают эту линию развития сюжета игры и тут же предлагают помощь Миле-ежику. Теперь и другие персонажи могут ошибаться или не знать, что делать. Отсутствие знаний или их неточность «прячутся» в игровой сюжет, становятся как бы не реальными, а воображаемыми. Поэтому ребенок может не опасаться сказать что-то не так (ведь это не он говорит, а его герой, признаться в своей неосведомленности, незаметно для других дополнять, уточнять свои знания. Психологи утверждают, что такие ситуации в игре выполняют функцию «психологической реабилитации».
Дети прекрасно понимают, что это игра, что в ней все «понарошку», что иногда она может расходиться с реальным положением дел. Ну а если они чего-то не осознают, педагог не забывает об этом сказать. Например, в описанном выше случае после окончания игры воспитатель хвалит всех «артистов», а затем говорит, что он немного слукавил, –в настоящей жизни все ежи, и маленькие, и большие, точно знают, что нужно делать осенью. Этими знаниями они наделены от природы. Таким образом, противоречия между формой приобретения знаний (игра) и научными представлениями о явлении не возникает.
В исследованиях И. А. Комаровой, С. Н. Николаевой отмечается, что некоторые элементы сюжетно-ролевой игры можно использовать в экологическом образовании. Данные авторы называют их игровыми обучающими ситуациями (ИОС) и выделяют несколько их видов.
Первый вид – ИОС с игрушками-аналогами. Игрушечных аналогов животных много – это мягкие, резиновые, деревянные, пластмассовые и др. Аналоги растений – это пластиковые елочки, пальмы, цветы, муляжи овощей, фруктов и др. Действуя с данными игрушками, ребенок постепенно получает отчетливые представления о специфических особенностях того или иного живого организма на основе ряда существенных признаков.
Второй вид – ИОС с литературными персонажами, биография которых связана с природой. В перечне произведений для детей, предложенных в программах воспитания, их много – это «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Приключения Чиполлино» и др. С куклами, изображающими героев этих произведений, можно построить, придумать игры, которые помогут закрепить знания о природе, выработать необходимые навыки.
Третий тип –ИОС-путешествия. Путешествие в данном случае – это собирательное название различного рода игр во время посещения выставок, зоопарка, салона природы, экскурсии, походы и экспедиции.
Одним из видов ролевых игр, интересных для детей дошкольного возраста, являются театрализованные игры, основанные на литературных произведениях. Эти своеобразные спектакли привлекают ребят возможностью поиграть, нарядиться в необычные костюмы, подвигаться под музыку.
Подчеркнем, что речь не идет о больших спектаклях, здесь имеются в виду мини-спектакли. Методика работы над ними такова: педагог знакомит детей с произведением, помогает распределить роли, предлагает дома с родителями выучить слова роли, подготовить костюм или какой-то его элемент (шапочка для роли животного). Спектакль проводится без специальной репетиции. Перед «актерами» ставится только одна задача: каждому сыграть свою роль так, чтобы все поняли, кто он и каков по характеру (добрый, злой, хитрый и пр.). Для театрализованной игры можно, например, использовать текст сказки Н. Сладкова «Лиса и еж».
Строительно-конструктивные игры («Экологический конструктор», «Экологические кубики», «Мастерская Лесовичка», «Экоград» и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких- либо предметов (моделей). У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструирование может выступать этапом подготовки других игр: изготовление предметов реквизита к играм-драматизациям или моделирование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям. Из снега, глины, песка, бумаги, пластилина дошкольники могут создавать модели природных объектов; из камешков, опавших веточек, листьев, кусочков коры и другого природного материала – модели различных природных сообществ (море, водоем, лес, парк, огород и пр., другие поделки.
Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность детей. Следует чаще привлекать их к изготовлению различных предметов, необходимых для игр. Например, в каждой группе детского сада есть наборы самодельных «продуктов» для игры в «Магазин». Играют дети вяло, без интереса, поскольку игра бедна по содержанию. Попробуйте соединить игру в «Магазин» с другой – в «Пекарню». В ходе ее дети слепят из глины булочки, баранки, батоны, буханки, печенье и т. д.
Познакомить детей с изготовлением глиняной посуды, а затем заинтересовать игрой в «гончарную мастерскую». Или предложить детям организовать мастерскую по изготовлению сувениров. Дошкольники с увлечением лепят глиняные игрушки по образцу дымковских, филимоновских или каргопольских, вазочки, кружки и т. д. А потом открыть «магазин» сувениров. Можно объявить конкурс на оформление витрины «магазина», ввести правила для «продавцов» и «покупателей». Покупателю предложить не просто назвать сувенир, который он хотел бы приобрести, а описать его, составить о нем загадку. Продавцу можно поинтересоваться, для чего он покупает сувенир, дать совет, как с ним надо обращаться.
В подобных играх дошкольники знакомятся со свойствами материалов естественного и искусственного происхождения, с видами профессиональной деятельности человека, учатся видеть целостность и красоту окружающего мира, строить гармоничное взаимодействие с окружающей социоприродной средой.