Зоя Михайловская
Экологический проект «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы - друзья природы»
группа №11 «Буратино» (средняя)
Введение.
Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного образования.
Публикация «Экологический проект „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношение, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы.
Вид проекта : краткосрочный с 3.10.16 по 14.10.16г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель проекта : развивать познавательный интерес к живой природе; воспитывать любовь к природе, уважительное и заботливое отношения к ней; расширять знания о растительном мире.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках.
2. Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.
3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор, наблюдательность, воображение.
4. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о растительном мире.
5. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
6. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность обобщённых представлений о деревьях и кустарниках в осенний период.
2. Умение различать деревьея по листьям, плодам и коре.
3. Сбор гербария. Изготовление альбома с ним.
Предварительная работа.
1. Чтение художественной литературы: А. Фет «Печальная береза», Л. Толстой «Как ходят деревья», «Черемуха», «Старый тополь», «Яблони», И. Бунин «Березовый лист» и др.
2. Беседа с детьми о деревьях, растущих в нашей местности;
3. Наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке;
4. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и кустарников.
Опытно – исследовательская работа:
1. Рассматривание коры деревьев через лупу;
2. Распознание кустарников и деревьев по характерным признакам;
3. Рассматривание жилкования листьев.
Художественно – творческая деятельность:
1. Лепка + аппликация «Чудо-дерево» (пластилинография+ нетрадиционная техника из скомканной бумаги).
2. Рисование «Золотое дерево» (с помощью нетрадиционной техники – рисование тычком).
Физкультурно – оздоровительная работа:
- бег между деревьями;
- упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно»;
- дыхательная гимнастика «Прогулка в лес»;
- подвижная игра «Найди своё дерево».
Работа с родителями:
Поручить родителям провести наблюдение за видами деревьев и кустарников, не встречающихся на территории сада.
Привлечь родителей к работе по сбору и оформлению альбома «Наш гербарий».
В рамках экологического субботника провести посадку кустарников на территории сада.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационный.
- подбор и изучение литературы;
- постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса;
-группировка материала, составление плана.
2 этап. Практический.
1. «Ознакомление детей с растительным миром».
Наблюдения, беседы.
Цель: Формировать представления о деревьях и кустарниках.
Дети рассматривают листья деревьев, сравнивают деревья и кустарники.
2. «Деревья и кустарники». Дидактическая игра.
Цель: Учить различать деревья и кустарники; воспитывать интерес к миру растений.
3. «Путешествие в «Уголок леса» (на территории сада).
Цель: Учить различать деревья и кустарники в природе; воспитывать интерес к окружающему миру.
4. Сбор листьев для гербария.
Цель: Запомнить название дерева, как оно выглядит; развивать внимание и наблюдательность; учить быть аккуратным; расширять знания об окружающим мире.
5. «Веселые старты». Физкультурная прогулка.
Цель: Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на подвижные игры экологической направленности.
6. «Трудная жизнь деревьев – горожан». Экскурсия по территории, прилегающей к детскому саду.
Цель: Познакомить с деревьями, растущими в черте города; объяснить зависимость их состояния от внешних условий среды.
7. «В гости к деревьям». (эксперимент).
Цель: Рассматривание коры деревьев, листочки через лупу.
8. «Во поле береза стояла». Музыкально-ритмическое упражнение.
Цель: Создать радостное настроение у детей, вызвать желание танцевать под знакомые песни, изобразить березовую рощу (психогимнастика).
9. «Правила друзей леса». Беседа с показом на картинках.
10. «Берегите лес». Экологическая игра.
Цель: Закрепить знания о нормах поведения в природе; воспитывать природоохранное поведение; развивать творческие способности.
11. «Здравствуй, дедушка тополь!», «Травка, кустик, деревце». Экскурсия по экологической тропе – вокруг детского сада – обратить внимание на осенние деревья, находить знакомые деревья.
12. «Чудо-дерево». Художественное творчество – лепка + аппликация с использованием нетрадиционной техники.
13. «Золотое дерево». Художественное творчество – рисование с помощью нетрадиционной техники – рисование «тычком».
14. «Наш гербарий». Альбом.
15. Посадка кустарников силами родителей.
3 этап. Заключительный.
- распространение опыта в детском саду;
- презентация проекта.
Приложение.
- фотографии мероприятий, работ детей;
- работы детей (выборочно);
- альбом «Наш гербарий».
4 этап. Подведение итогов.
Данный проект ещё раз проиллюстрировал внутренние творческие резервы педагогов, их организаторские способности. В результате в группе изготовлен альбом «Наш гербарий», совместно с родителями высажены кустарники на присадовой территории. Фотоматериалы о проведённой работе размещены на сайте ДОУ.
Проводимые беседы, наблюдения, заучивание стихотворений открыли перед детьми новые знания, обогатили уже имеющиеся. Новые формы взаимодействия с воспитателями и родителями сформировали у детей творческую речевую активность.
Список литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада», Воронеж. «Учитель», 2006.
3. Воронкевич. О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СПб., «Детство-пресс», 2002.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
5. Лопатина А., Скребцова М. «Сказы матушки Земли», М. «Амира-Русь», 2008.