Софья Есина
Экологический проект «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Птицы — наши друзья»
Подготовила
Есина С. П.
Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы, насекомые, цветы. Мы выбрали птиц, и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины.
Публикация «Экологический проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы предлагаем экологический проект «Птицы – наши друзья», приуроченный к Международному дню птиц.
«Международный День Птиц» — всемирный экологический праздник, который отмечается каждый год, 1 апреля. В нашей стране он является самым популярным из «птичьих» праздников. 1 апреля и в ближайшие дни проводятся праздничные мероприятия, посвященные птицам, викторины, КВН, театрализованные представления.
Исполнители проекта : воспитатели
Актуальность: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общаются с природой. В ходе общения с детьми мы выявили, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Некоторые дети не узнают даже птиц, которые часто встречаются, не говоря уже о различии птиц на зимующих и перелётных. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому мы решили привлечь родителей и реализовать проект «Птицы - наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям. Важно, чтобы ребёнок мог
оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Полученные впечатления от родной природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель проекта :
1. Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям;
2. Развивать интерес к жизни птиц;
3. Формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Задачи проекта :
1. Привлечь родителей к совместной деятельности - вместе с детьми изготовить весной скворечники.
2. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
3. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
4. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
5. Приучать детей заботиться о птицах.
6. Повысить степень участия родителей в формировании экологической культуры детей
Участники проекта : воспитатели, дети и их родители
Сроки реализации проекта : 22 марта 2017 года - 5 июня 2017года.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный (ноябрь – март)
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов:
- Подбор детской художественной литературы для чтения
- Подбор презентации для просмотра
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
II этап – основной (март-июнь)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах - перспективно-тематический план
- Проведение с детьми бесед, игр
- Чтение художественной литературы детям
- Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций.
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей в конкурсе «Каждой птице свой дом»
- Организация и участие родителей выставке рисунков «Птицы - наши друзья»
- Оформление альбома «Птицы Липецкой области»
- Выпуск ежемесячного журнала «Рассказы тётушки Совы»
- Проведение итогового мероприятия «Соседи по планете».
Комплексно-тематическое планирование проекта «Птицы – наши друзья»
МАРТ
4-5 недели (22.03-31.03)
- Выпуск журнала «Рассказы тётушки Совы» №3 «Птицы нашего леса»
- Консультации для родителей «Птицы - наши друзья»
- Беседы «Каких птиц мы встречаем на участке», «Зимующие и перелётные птицы нашего края»
- Наблюдения за птицами на участке детского сада
- Д/И «Назови перелётных птиц»,«Расскажи о птице»
- П/И «Птичьи стайки», «Птички в гнёздышках»
- Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробей»,
Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»
- Просмотр мультфильма «Серая шейка».
- Рисование птиц для стенгазеты «Пернатые друзья»
- Оформление стенгазет к «Международному Дню птиц»
- Конкурс скворечников «Каждой птице свой дом»
- Изготовление альбома «Птицы Липецкой области»
АПРЕЛЬ
1 неделя (3.04-7.04)
- Выпуск журнала «Рассказы тётушки Совы» №4 «Международный День птиц»
- Вывешивание скворечников на территории парка рядом с ОЦКНТ.
- Беседа о жизни перелётных птиц, чем питаются, где выводят потомство, зачем птицам перелёт в тёплые края.
- Наблюдения за птицами на участке детского сада
- Д/И «Назови птенцов перелётных птиц», «Кто как голос подаёт?»
- П/И «Стайка», «Птица раз, птица два»
- Чтение художественной литературы: Т. Евдошенко «Берегите птиц»
В. Бианки «Синичкин календарь» - Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, сорока, ворона, соловей) из серии П. И. Чайковского «Времена года».
- Музыкальный праздник «Соседи по планете»
2 неделя (10.04 – 14.04)
- Выступление фольклорной группы «Радуга» с программой «Весна красна»
- Консультация для родителей «Всё о перелётных птицах»
- Наблюдения за птицами на участке детского сада
- Д/И «Птичья столовая», «Кто, где живёт»
- П/И «Перелёт птиц»,«Птички в гнёздышках»
- Заучивание потешки «Птичка-невеличка», закличек «Жаворонушки», «Весна- весна красная».
- Просмотр мультфильма «На горке»
- Изготовление атрибутов к подвижным играм (маски, шапочки)
- Изготовление книжки-малышки «Поговорки, пословицы и потешки про птиц».
3 неделя (17.04 -21.04)
- Просмотр презентации «Перелётные птицы»
- Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Наблюдения за птицами на участке детского сада
- Д/И «Кого не стало», «Ай да птица, что за птица!»
- П/И «Птички», «Воробьи и вороны»
- Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».
- Лепка «Птичка на ветке»
4 неделя (24.04 – 28.04)
- Выставка рисунков «Пернатые друзья»
- Чтение художественной литературы: сказка «Сорока»,
Е. Чарушин «Воробей»
- Д/И «Расскажи о птице», «Узнай и назови»
- Наблюдения за птицами на участке детского сада
- П/И «Птицы, гнёзда, птенцы», «Совушка, сова»
- Конструирование из кубиков «Домик для птички»
МАЙ
1 -2 недели (1.05-12.05)
- Выпуск журнала «Рассказы тётушки Совы» №5 «Интересные факты о птицах»
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес»
- Беседы о пользе птиц в природе
- Чтение художественной литературы : Е. Благинина «Стрижи»
- Наблюдения за птицами на участке детского сада
- Д/И ««Чей клюв?», «Узнай по следу»
- Подвижные игры «Пчёлки и ласточки», «Летал, летал воробей»
- Изготовление папки-передвижки «Птицы весной»
3 неделя (15.05 – 19.05)
- Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
- Рассматривание энциклопедий о птицах
- Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.
- Чтение художественной литературы: И. Белоусов. «Весенняя гостья»
Т. Волжина. «Где чей дом?»
- Конструирование «Журавлик» из бумаги
- Рассматривание проблемной ситуации «Почему птицы могут летать по
воздуху, а человек нет?»
- Д/И «Летает, плавает, бежит», «Откуда птица прилетела?»
- П/И «Лягушки и цапли», «Кукушка»
- Спортивное развлечение «Весенний праздник птиц»
4 неделя (22.05 – 26.05)
- Наблюдения за птицами на участке детского сада
- Д/И ««Чей клюв?», «Узнай по следу»
- П/И «Гуси», «Сокол и наседка»
- Чтение художественной литературы : Ю. Тувин «Птичье радио»,
Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
- Рисование «Птичье семейство. Заботливые родители»
- Показ старшими детьми спектакля «Птичьи разговоры»
- Фотовыставка «Пернатые друзья»
5 неделя мая - 1 неделя июня(29.05 – 2.06)
- Выпуск журнала «Рассказы тётушки Совы» №6 «Роль птиц в природе и значение их для человека»
- Консультация для родителей и педагогов "Сохраним родную природу".
- Чтение художественной литературы: А. Толстой «Сорока»,
С. Вахринцева «Птицы»
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
- Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".
- П/И «Вороны», «Воробышки и автомобиль»
- Разрешение проблемных ситуаций: "Что бы вы сделали, если бы увидели.
- выпавшего из гнезда птенца?
- мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?
- мальчишку с рогаткой в руке?
- птичку, севшую к вам на подоконник?
- Создание мини-библиотеки «Всё о птицах»
5 июня
Ярмарка «Поможем пернатым друзьям» ( благотворительная акция: полученные средства будут направлены в Липецкий зоопарк на содержание «усыновлённых» птиц)
Место реализации проекта : ДОУ
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое
- мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
- информация в СМИ
- уголки природы в групповых помещениях;
- игротека;
- видеотека;
- методические и дидактические пособия, картотека.
- зеленая зона на участке детского сада (общий цветник, уголок леса со скворечниками, и др).
Учебно-методическое.
- Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,
коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.
- Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С. Н.
«Юный эколог»,
- методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ:
Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
Н. В. Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
З. В. Аксёнова «Войди в природу другом»
Кондратьева Н. Н. «Мы» : Программа экологического образования детей.
С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»
Уланова Л. А. Иордан С. О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет».
Ожидаемые результаты по проекту :
– Обогатится предметно-развивающая среда в группах;
– Сформируется система знаний о зимующих и перелётных птицах; привьётся гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
– Дети научатся самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
- Сформируется умение устанавливать простейшие связи между условиями наступившего весеннего времени года и поведением птиц;
- Разовьётся умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
- Разовьётся умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- Разовьётся познавательная активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- Сформированы навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развитие творческих способностей.
– Родители станут активнее принимать участие в жизни группы и детского сада.
Освещение в СМИ.
В ходе реализации проекта для освещения мероприятий будут приглашены СМИ:
- корреспондент детской областной радиопередачи «Пятнашки» Максим Бреев,
- корреспонденты новостей телекомпании "Липецкое время".