Алена Домрачева
Экологический творческий проект «Мастерская природы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Краткая аннотация проекта.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что такое природный материал, как с ним работать, и как можно его использовать в творческих целях.
Вид проекта – групповой, среднесрочный. (Сроки проведения проекта три месяца)
Тип проекта – исследовательско - творческий
Публикация «Экологический творческий проект „Мастерская природы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Актуальность проекта – экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Мастерская природы» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.
Обоснованность проекта. Проект «Мастерская природы» позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Перспективность: работа с природным материалом всегда будет актуальна. Мы планируем на протяжении нескольки лет работать над этой темой, совершенствовать знания о природном материале и технике работы с ним.
Описание проекта и его обоснование.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно - оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого - ориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, работа с природным материалом, участие в играх и соревнованиях - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Мною был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".
Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Методы и формы работы: наглядные, словесные, практические, игровые; практические: экспериментирование (опыты, наблюдение, моделирование, игровые и проблемные ситуации.
Участники проекта
дети старших и подготовительных групп, родители, воспитатели старших и подготовительных групп.
Цель проекта : Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через творческие виды детской деятельности. Научить детей видеть красоту родной природы; превращать ненужные на первый взгляд предметы в произведения искусства; формирование у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе через различные виды деятельности: ценностно-ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную.
Материал бумага, картон, краски, карандаши, обойный клей, природный материал – мелкие камушки, палочки, веточки, перышки, листья, засушенные цветы и лепестки, пух, семена растений, ракушки, шишки и т. д.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видами природного материала;
- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;
- научить изготавливать картины из цветного песка и фигурки животных из камней;
развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы; развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
развивать и формировать трудовые навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Подпроекты :
1. «Природа – лучший художник».
2. «Студия юных мастеров».
3. «Песочное чудо».
4. «Удивительное рядом».
5. «В природе нет ничего лишнего».
Перспективный план работы над проектом
«Мастерская природы»
Подпроект 1
Природа – лучший художник
Месяц
Неделя Название мероприятия
Задачи мероприятия Форма и место проведения
Сентябрь
1-я неделя «О чем я вам расскажу…»
1. Вызвать интерес к объектам, созданным природой, к их неповторимости.
2. Обратить внимание на лаконичность и совершенство форм, линий объектов природы.
3. Подвести детей к пониманию того, что Природа – лучший художник.
• Экскурсия в осенний парк
- Что привлекло внимание детей?
- Что они считают красивым?
• Беседа после экскурсии о прошедшем лете, об отдыхе детей и путешествиях.
• Рассматривание речных, морских раковин и других природных материалов, которые дети с родителями привезли или собрали на море.
Сентябрь
2-я неделя Поэзия в камне 1.
Учить видеть необычное в ранее виденных объектах.
2. Вызвать восхищение творением природы.
3. Познакомить с творчеством художников создавших картины с изображением гор, камней.
4. Побуждать детей к проявлению собственного творчества
• Беседа с детьми
- Рассматривание экземпляров коллекции «Мир камня» - изделий сделанных из камня
- Рассматривание буклетов, открыток.
• Взаимодействие с родителями
- Предложить принять участие в создании коллекции «Мир камня»
3-я неделя Экспедиция
1. Побуждать детей пополнять запасы природного материала
2. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое.
3. Развивать наблюдательность, творчество, фантазию детей •
Сбор различного природного материала.
• Сортировка собранного материала по определенным признакам
Подпроект 2
Студия юных мастеров
Месяц
Неделя Название мероприятия
Задачи мероприятия Форма и место проведения
Сентябрь
4-я неделя До свидания, лето
1. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ летнего пейзажа.
2. Соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия.
3. Продолжать развивать у детей умение воспринимать художественные картины
• Экскурсия в художественный салон на художественную выставку репродукций картин о летней природе.
• Наблюдения за объектами природы во время прогулки
- Сравнить природу осени с летней.
Октябрь
1-я неделя Нарисуй, что поразило тебя больше всего в окружающей природе лета.
1. Развивать творческие способности детей.
2. Учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке.
3. Воспитывать любовь к окружающей природе.
4. Создать в группе клуб «Юный художник»
• Занятия по изобразительной деятельности
• Самостоятельная и совместная со взрослыми деятельность
• Взаимодействие с родителями
- Совместно с детьми сделать рамочки для детских работ.
Подпроект 3
Песочное чудо
Месяц
Неделя Название мероприятия
Задачи мероприятия Форма и место проведения
Октябрь
2-я неделя Необычная картина
1. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.
2. Познакомить с алгоритмом выполнения песочных картин • Беседа с рассматриванием
Панно М. И. Семиной «Лунный пейзаж» во время прогулки на участке детского сада
Песочная графика 1. Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр • На участке
• В «Творческой мастерской»
• Совместная и самостоятельная деятельность
Октябрь
3-я неделя Цветной песок
1. Обучать детей окрашиванию и хранению песка.
2. Побуждать к получению разнообразных оттенков песка для выполнения работ в различных цветовых гаммах. • Совместная деятельность в «Творческой мастерской»
• Совместная деятельность во время прогулки.
Октябрь
4-я неделя Песочные картины 1. Продолжать учить детей использовать технику рисования цветным песком.
2. Развивать творческие способности и фантазию детей.
3. Побуждать к поиску собственных решений • Совместная творческая деятельность организуется в «Творческой мастерской»
Октябрь
5-я неделя Подарок своими руками
1. Предложить вниманию детей предметы дизайна интерьера комнаты (например вазы, украшенные цветным песком.
2. Вызвать желание сделать нечто подобное
Беседа «Знакомство с интересными свойствами песка».
- Предложить вниманию детей необычные вазы из банок и бутылок, оформленных цветным песком.
Подпроект 4
«Удивительное рядом»
Месяц
Неделя Название мероприятия
Задачи мероприятия Форма и место проведения
Ноябрь
1-я неделя Такие разные камни
1. Обратить внимание детей на разнообразие и красоту камней, встречающихся нам в жизни
Рассматривание:
-коллекции «Мир камня»,
- буклетов открыток «Уральские самоцветы», «Поэма в камне».
• Беседа о камнях
Хозяйка Медной горы 1. Познакомить со сказкой Г. Бажова «Хозяйка медной горы».
2. Вызвать эмоциональный отклик • Чтение сказки,
беседа по содержанию.
Ноябрь
2-я неделя Каменный цветок 1. Предложить детям выполнить в технике мозаики из мелкого камня портрет любимого цветочного растения.
2. Побуждать детей к творчеству
• Совместная деятельность в «Творческой мастерской».
Ноябрь
3-я неделя Пейзаж из камня 1. Развивать фантазию, воображение.
2. Побуждать изображать по представлению доступными средствами (камни разные по цвету, размеру, клей, краски)
3. Учить сообща придумывать сюжет своего панно (картины) • Коллективная работа в
«Творческой мастерской».
Подпроект 5
«В природе нет ничего лишнего»
Месяц
Неделя Название мероприятия
Задачи мероприятия Форма и место проведения
Ноябрь
4-я неделя Живые картинки
1. Обучать детей приемам использования природного материала в выполнении предметных и сюжетных картинок.
2. Совершенствовать навыки выполнения аппликации.
3. Развивать творческие способности детей
• Ручной труд в «Творческой мастерской»
-дети самостоятельно придумывают сюжет и подбирают природный материал.
-наклеивают его на лист бумаги или картона.
Декабрь 1-я неделя
В сотворчестве с природой
1. Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образов, настроения.
2. Проболжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно-прикладной деятельности
• Занятия в «Творческой
мастерской» по изготовлению поделок, миниатюр, коллективных работ.
Декабрь
2-я неделя Вернисаж
1. Совместно с детьми подготовить к выставке работы.
2. Поощрять самостоятельность, творческий подход, желание доставить радость и удовольствие другим (посетителям выставки)
• Выставка работ
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результаты-продукты:
Дети: картотеки; выставка творческих работ; презентация;
Родители: творческие работы; консультации.
Результаты-эффекты:
Дети:
Расширение представлений о природном материале, о неразрывной связи человека и природы.
Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Ответственное отношение детей к окружающей среде.
Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка.
Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Родители:
Повышение уровня экологического сознания.
Активное участие в жизнедеятельности группы.
Педагог:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога.
Внедрение современных форм, технологий и методов работы по эколого-познавательной деятельности.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Сегодня стоит вспомнить, что природа – это наш дом, который надо беречь. Чем прекраснее окружающее нас пространство, тем гуманнее мы сами.
Создание мини-музея природных материалов;
• Изготовление поделок из веток, ракушек, семян, шишек, еловых иголок, листьев;
• Организация выставки «Лаборатория природы»;
• Поход в музей
• Создание книжек-малышек на природоохранную тему;
• Сочинение экологических сказок;
• Проведение экологических праздников.
• Проведение мастер – класса по работе с природным материалом для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1968. — 464 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1967. – 91
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
4. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А. М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005
5. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска/ О. В. Дыбина. –М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 64
6. Гульянц Э. К., Базик И. Я. "Что можно сделать из природного материала" : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1984.
7. Иванова А. А. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/А. А. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004
8. Масленкова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2009.