Елена Валентиновна Аксельрод
Экологический проект «Зимующие птицы Казахстана»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ КАЗАХСТАНА»
Руководитель: Аксельрод Е. В.
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность: ноябрь – февраль
Возраст детей: 5 – 6 лет
Участники: воспитатели, дети, родители
Объект исследования: зимующие птицы
Публикация «Экологический проект „Зимующие птицы Казахстана“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Казахстан
- Природа Казахстана
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предмет исследования: зимующие птицы на кормушке
Источник информации: материалы интернета, наблюдения, энциклопедия для детей «Все обо всем», А. Ликум.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Методическое и дидактическое обеспечение:
1. Методическая литература.
2. Плакаты, иллюстрации.
3. Материал для продуктивной деятельности детей.
4. Картотека дидактических игр.
5. Картотека загадок, стихов, пословиц, примет зимующих птиц.
Формы обучения:
1. Практические занятия.
2. Творческая мастерская.
3. Викторины.
4. Конкурсы.
5. Выставки.
Принципы обучения:
1. Комфортность.
2. Опора на внутреннюю мотивацию.
3. Постепенность.
4. Вариативность.
5. Индивидуальный подход.
6. Взаимное сотрудничество.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители нашего города - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Понаблюдав за птицами в природе, изучив их зимний образ жизни, узнав, чем они питаются, можно организовать для зимующих птиц искусственную подкормку. Тем самым помочь им пережить трудное время года, спасти от гибели.
Если зимой погибнет только одна самка синицы, то летом не появится на свет около полутора десятка птенцов (синицы гнездятся два раза в лето и выводят 8-10 птенцов). Через год потомство могло бы составить порядка 100 особей. Это серьёзное подспорье в борьбе с вредителями - мелкими насекомыми, которых синицы уничтожают в большом количестве.
Но не только синицы нуждаются в поддержке. Много других зимующих птиц тоже нуждается в нашей помощи. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.
В зимнее время совершенно необходима подкормка птиц, что имеет большое воспитательное значение, так как учит детей и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи.
Ведь самое страшное - это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц. Каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому тема проекта является актуальной.
Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода.
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
С детьми был проведен устный опрос, в ходе которого выяснилось, что недостаточно информации о зимующих птицах, дети мало наблюдают в природе. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
I этап. Подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах (беседы, устный опрос, устное тестирование).
2. Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
3. Подбор методической и познавательной литературы по данной теме.
4. Подбор дидактических игр, детской художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, примет о зимующих птицах.
6. Подбор информационного материала о зимующих птицах Казахстана.
II этап. Основной этап.
Работа с детьми.
1. Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Трудно птицам зимовать», «Как живут птицы зимой», «Зимующие птицы».
2. Оформление картотеки дидактических игр:
«Птички на кормушках», «Четвёртый лишний», «Один – много», «Вороны и воробьи», «Кто как голос подает», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Сосчитай-ка», «Подбери признак», «Узнай птицу по описанию», «Угадай птицу», «Отгадай загадки воробья», «Разложи марки»,
«Чем зимующие птицы похожи и чем отличаются?», «Отгадай, кто
спрятался».
Дидактическая задача: уточнить знания детей о зимующих птицах.
3. Оформление уголка книги (подбор книг о зимующих птицах).
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей»;
Т. Евдошенко «Берегите птиц»; Ю. Никонова «Зимние гости»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; А. Яшин «Покормите птиц»; В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», «»Дрозд и сова», «Сова», «Лесные домишки»;
Н. Сладков «Почему зяблик – зяблик?»; Л. Толстой «Галка»; сказка о зимующих птицах.
4. Подбор иллюстраций зимующих птиц в книгах и журналах.
5. Оформление картотеки загадок, пословиц, примет о зимующих птицах.
6. Рисование на тему: «Птица счастья».
7. Оформление альбома: «Зимующие птицы».
8. Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
9. Прослушивание грамзаписи с голосами птиц.
10. Викторина: «Кто больше знает о птицах?».
11. Продуктивная деятельность: маски птиц, готовим угощение для птиц.
12. Картотека музыкальных произведений о птицах :
пьеса «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского; «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского; Г. Гладков «Птичий рынок»; Р. Шуман «Кукушка – невидимка».
Работа с родителями.
Консультации: «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
III этап. Заключительный.
Работа с родителями.
Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц».
Продуктивная деятельность: подготовить раскраски для детей «Зимующие
птицы».
Ожидаемые результаты:
1. Систематизировать литературно-художественный материал: стихи, загадки, пословицы, рассказы с целью расширения представлений детей об окружающем.
2. Создать предпосылки для развития любознательности, познавательных интересов детей.
3. Воспитывать чувства сопереживания, ответственности за жизнь зимующих птиц.
Трансляция проекта :
После завершения проекта презентация на педагогическом совете ДО.
Организация и проведение праздника «Международный праздник птиц» - 1 апреля.
Перспективы проекта :
Разработать весенний проект «Перелётные птицы» (март – апрель).