Папки-передвижки

Экологический проект «Земля — наш общий дом!» для дошкольников

Ирина Хабалова
Экологический проект «Земля — наш общий дом!» для дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка»

Экологический проект

На тему: «Земля – наш общий дом

для детей старшей группы

Подготовила учитель-логопед

Хабалова Ирина Станиславовна

г. Домодедово, 2015 год

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность темы проекта

Публикация «Экологический проект „Земля — наш общий дом!“ для дошкольников» размещена в разделах

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

1.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта : формирование у детей начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значе

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Таким образом, задачи экологического воспитания в ДОУ – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой осуществляется привитие основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Сроки реализации проекта : четыре недели.

Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети от 5 до 6 лет и их родители.

Средства реализации проекта

Экологическая ситуация в России довольно сложная. На законодательном уровне существуют законы и требования, которые помогают нам осуществлять экологическое воспитание подрастающих поколений. К ним относятся:

- Конвенция о правах ребенка;

- Конвенция дошкольного образования;

- Закон «Об образовании» РФ и МО;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГОС;

- Типовое положение о ДОУ;

Но наряду с благоприятными факторами существуют факторы, затрудняющие осуществление экологического воспитания дошкольников. К ним относятся:

- Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

- потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;

- во многих семьях нет условий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.

Для реализации экологического воспитания старших дошкольников используется различное программно-методическое обеспечение ДОУ:

- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,2012 г

- Николаева С. Н. «Юный эколог»,2005

- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 1996

- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008

Методическое обеспечение:

- учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Развивающий видеоматериал.

- книги с экологическим содержанием.

Материально – техническая база ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников вполне отвечает современным требованиям. Это уголки природы в группах, огород на участке и на окне, наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.).

Формы работы по реализации проекта

- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

- просмотр видеофильмов, презентаций;

- чтение рассказов о природе;

- “Уроки бережного отношения к природе”;

- викторина «Знаешь ли ты природу?;

- продуктивная деятельность: создание плаката, выпуск экологический стенгазеты;

- лаборатория (опыты и эксперименты);

- экологические, подвижные, дидактические игры.

- эколого-познавательные развлечения.

Также проводятся экологические акции, предполагающие участие всех участников воспитательно-образовательного процесса:

- «Поможем цветам»;

- «Сделаем участок чище!».

Мы предположили к концу проекта получить следующие результаты:

- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

- повышение уровня экологических знаний и уровня экологической культуры воспитанников;

- формирование у воспитанников устойчивого интереса к творческой, поисково- исследовательской деятельности;

- формирование у детей навыков самостоятельного творческого мышления;

- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Выводы

Проведенная в течение проекта работа по экологическому воспитанию детей 5 - 6 лет привела к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и позволила, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2012 г.

3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2008

4. Закон «Об образовании» РФ и МО;

5. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

7. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. -М, 2005

9. Конвенция о правах ребенка;

10. Конвенция дошкольного образования;

11. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

12. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.

13. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

14. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

17. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М:Мозаика-Синтез,2008

18. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.

20. Интернет-ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. А. Батуев «Чудесный мир» ,- М., Детская литература, 1990

2. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

4. В. Бианки «Русские сказки о природе»»,

5. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир. Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

6. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

7. Иванов А. А. «Вокруг света с Хомой и сусликом»

8. Д. В Панфилов, «В мире насекомых», - М., Лесная промышленность,

9. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Публикации по теме:

«Земля — наш общий дом» (фотоотчет)«Земля — наш общий дом» (фотоотчет) Уже 45 лет во всём мире отмечается День Земли. Всемирная акция День Земли впервые была проведена 22 апреля 1970 года. Это день напоминания.

Праздник «Земля — наш общий дом» Ведущий: Сегодня, речь пойдет о том, Что вся Земля – наш общий дом, Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нем живем! Еще.

Продолжение Проекта «Земля-наш общий дом». ГЛАВА 2: ОПИСАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛАЩЕНИЯ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 2.1. Описание проекта: Участники проекта:.

Проект «Земля — наш общий дом» В ходе проекта «Земля- наш общий дом» дети узнают особенности природных зон, узнают о жизни людей в зависимости то природных условий, об.

Экологический практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51» Экологический практико-ориентированный проект «Земля – наш дом родной» Автор проекта:.

Экологический праздник «Земля-наш общий дом» Сценарий праздника в подготовительной группе «Земля – наш общий дом» Звучат слова Милены Дехтяренко»Берегите Землю» Звучит музыка «В мире.

Экологический проект для детей логопедической группы «Земля-наш общий дом»Экологический проект для детей логопедической группы «Земля-наш общий дом» Актуальность проекта Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить.

Экологический проект «Наш дом — земля Сабинская» Экологический проект "Наш дом - земля Сабинская" Автор проекта: Ибрагимова Ольга Анатольевна Краткое описание проекта: Проект «Наш дом.

Экологический проект «Природа — наш общий дом!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида. Экологический проект Тема: «Природа – наш.

Экологический проект «Природа — наш общий дом» Цель проекта: совместный поиск воспитателя с детьми решения задач проекта; практическим путем вызвать у детей интерес к образу жизни растений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Земля — наш общий дом!» для дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 17:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД