Ирина Хабалова
Экологический проект «Земля — наш общий дом!» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка»
На тему: «Земля – наш общий дом!»
для детей старшей группы
Подготовила учитель-логопед
Хабалова Ирина Станиславовна
г. Домодедово, 2015 год
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность темы проекта
Темочки:
- Планета Земля - наш дом. Экология планеты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.
Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
1.1. Цель и задачи проекта
Цель проекта : формирование у детей начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значе
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Таким образом, задачи экологического воспитания в ДОУ – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой осуществляется привитие основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Сроки реализации проекта : четыре недели.
Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети от 5 до 6 лет и их родители.
Средства реализации проекта
Экологическая ситуация в России довольно сложная. На законодательном уровне существуют законы и требования, которые помогают нам осуществлять экологическое воспитание подрастающих поколений. К ним относятся:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенция дошкольного образования;
- Закон «Об образовании» РФ и МО;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГОС;
- Типовое положение о ДОУ;
Но наряду с благоприятными факторами существуют факторы, затрудняющие осуществление экологического воспитания дошкольников. К ним относятся:
- Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;
- потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;
- во многих семьях нет условий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.
Для реализации экологического воспитания старших дошкольников используется различное программно-методическое обеспечение ДОУ:
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,2012 г
- Николаева С. Н. «Юный эколог»,2005
- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 1996
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008
Методическое обеспечение:
- учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.
- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.
- Развивающий видеоматериал.
- книги с экологическим содержанием.
Материально – техническая база ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников вполне отвечает современным требованиям. Это уголки природы в группах, огород на участке и на окне, наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.).
Формы работы по реализации проекта
- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
- просмотр видеофильмов, презентаций;
- чтение рассказов о природе;
- “Уроки бережного отношения к природе”;
- викторина «Знаешь ли ты природу?;
- продуктивная деятельность: создание плаката, выпуск экологический стенгазеты;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- экологические, подвижные, дидактические игры.
- эколого-познавательные развлечения.
Также проводятся экологические акции, предполагающие участие всех участников воспитательно-образовательного процесса:
- «Поможем цветам»;
- «Сделаем участок чище!».
Мы предположили к концу проекта получить следующие результаты:
- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
- повышение уровня экологических знаний и уровня экологической культуры воспитанников;
- формирование у воспитанников устойчивого интереса к творческой, поисково- исследовательской деятельности;
- формирование у детей навыков самостоятельного творческого мышления;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Выводы
Проведенная в течение проекта работа по экологическому воспитанию детей 5 - 6 лет привела к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2012 г.
3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2008
4. Закон «Об образовании» РФ и МО;
5. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
7. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. -М, 2005
9. Конвенция о правах ребенка;
10. Конвенция дошкольного образования;
11. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
12. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.
13. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
14. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
17. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М:Мозаика-Синтез,2008
18. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.
20. Интернет-ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. А. Батуев «Чудесный мир» ,- М., Детская литература, 1990
2. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
3. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
4. В. Бианки «Русские сказки о природе»»,
5. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир. Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
6. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
7. Иванов А. А. «Вокруг света с Хомой и сусликом»
8. Д. В Панфилов, «В мире насекомых», - М., Лесная промышленность,
9. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»