Жанна Сафонова
Экологический проект «Природа — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
комбинированного вида.
Тема: «Природа – наш общий дом!»
Подготовила:
Сафонова Ж. А.
Воспитатель.
ЧЕБАРКУЛЬ (2014)
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА : Данный проект направлен на формирование у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде.
Публикация «Экологический проект „Природа — наш общий дом!“» размещена в разделах
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : среднесрочный, февраль – март 2014г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старшей группы «Фиалка», воспитатель, родители.
Программное содержание:
- развитие нравственных качеств личности;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
-развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитывать желание беречь природу;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
-формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
-вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
-обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
-эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;
-у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
-бережное отношение к природе.
Необходимые материалы:
*уголок природы в группе,
*огород на окне,
*наглядный и демонстрационный материал,
*оборудование для экспериментирования и проведения опытов,
*библиотека.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап
- составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников;
- подбор программно – методического материала по направлению работы;
- совершенствование развивающей среды;
- подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;
- подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;
- подбор наглядного материала, музыкальных композиций.
Основной этап
Беседы познавательные с детьми: «О правилах поведения на природе», «Животные нашего леса», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа», «Наши зеленые друзья», «Комнатные растения», «Поведения человека в лесу», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу», «Как позаботиться о водоемах нашего края», «Природа Южного Урала», «Чебаркуль – дом родной».
«Красная книга – сигнал опасности».
Дидактические, словесно – дидактические, настольно – печатные игры: «Найди свое дерево», «Что поможет растениям расти» ,»Пищевые цепочки на лугу», «Узнай и назови», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Магазин семян», «Кто где живет», «Птица без гнезда», «Перелетные – зимующие», «Пищевые цепочки водоема», «Назови одним словом», «Грибы нашего леса», «Ботаническое лото», «Кто живет в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы весны», «Животные и растения Красной книги».
«Зоологическое лото»
Подвижные игры: «Буря на море», «Одуванчики», «Журавли – Журавли», «В лес по ягоды пойду», «Садовник», Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец бабочек», «Совушка», «Здоровые мы – здоровая природа».
Художественное творчество. Рисование: «Лесные звери», «Моя любимая рыбка», «Летят скворцы», «Мой любимый цветок»,»Весна красна», «Экологические знаки в лесу», «Первоцветы» ,
«Весна красна», «Экологические знаки в лесу», «Первоцветы»,
«Весеннее небо».
Лепка: «Корзинка из леса» ,»Красивая птица», «Звери в весеннем лесу», «Мой четвероногий друг» ,»Цветущая мимоза», «Грибная поляна», «Витаминная корзинка».
Аппликация: «Деревья в лесу», «Дельфины»,
«Отражение солнышка - Одуванчик»,
«Рыбы в аквариуме», «Мимоза», «Птицы летят»,
«ВАЗА С ВЕРБОЙ».
Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Птицы нашего участка», «Рост и состояние комнатных растений», «Весенние явления природы», «Животные нашего города», «Перелетные птицы», «Наблюдения за небом»,
«Живая и неживая природа»
Занятия по опытно – экспериментальной деятельности:
«Какой песок легче - сухой или мокрый?», «Что тонет в воде – камень, песок или дерево?»,
«Рисование песком», «Способность воды отражать окружающие предметы», «Водяная мельница», «Эффект радуги», «Сила ветра», «Листочек изнутри», «Волшебные стеклышки», «Разноцветные растения»,
«Способность воды отражать окружающие предметы», «Водяная мельница», «Эффект радуги», «Сила ветра», «Листочек изнутри».
Пальчиковые игры: «Птицы», «Подводный мир», «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке», «Поймай рыбку за хвостик» ,«Подснежники», «Дождик», «Пчелки» .
Экскурсии Городской парк «Птицы нашего города»,
озеро Чебаркуль «Наши озера – наша гордость»,
холм Храма Преображения Господня «Достопримечательности родного города»,
Прогулка по улицам города «Весна пришла! А город чистый?»
Посещение районной детской библиотеки «Любите природу и будете любимы!»
Посещение выставочного зала «Колорит»
«Экзотические птицы и звери»
Посещение клуба «Нептун» - станция юных натуралистов «Аквариумные рыбы и черепахи»
Посещение кинотеатра «Волна». Просмотр фильма «Волшебная поляна».
Проведение физкультминуток: «Лебеди», «Снегирек», «Деревья в лесу», «Медведи», «Полосатая пчелка», «Речка» ,»»Бабочки», «Муравьи», «Ветер», «Аист», «А над морем», «Капель», «Во дворе стоит сосна», «Одуванчик», «Подснежник». «Дельфины»
Трудовая деятельность: Изготовление кормушек для птиц,
уход за комнатными растениями,
подкормка птиц на участке
сбор мусора на озере «Чебаркуль»,
забота о домашних животных,
посадка рассады для цветника,
Создание книжек – малюток «Звери и птицы Красной книги»
Эстафета «Здоровые мы – здоровая планета!»
Знакомство с картинами русских художников И. И. Шишкин «Лес»,
Ф. А. Васильева «Волжские лагуны», А. К. Саврасов,«Грачи прилетели», В. П. Батурин «Цветущий луг»
Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы», «Музыка воды», «Привольные просторы»(детский хор), «Человек собаке друг» (из м/ф. Бобик в гостях у Барбоса, «Волна» ,»О цветах» (детский хор, «Бедный ежик», «У природы много дней»
Чтение детям художественной литературы русских писателей: В. Бианки» Как муравьишки спешили домой», Д. Н. мамин – Сибиряк «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», А. Дайнеко «Вот на Земле огромный дом», В. Бианки «Синичкин календарь», И. Крылов «Кукушка и петух», Б. Житков «Сад», «Что я видел», Г. Серебрицкий «Берегите птиц».
Знакомство со стихотворениями о природе русских писателей : Е. Благинина «Одуванчик», А Стариков «Вечер», А. Фет «Зреет рожь», Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», А. а Блок «на лугу», Ф. и. Тютчев «Зима не даром злится…» Знакомство с экологическими стихотворениями.
ХРАМ ПРИРОДЫ
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
Разучивание пословиц и поговорок по экологическому воспитанию.
*Без воды – Земля пустырь.
*Где сосна выросла,там она и красна.
*Не велик соловей, да голосок золотой.
*Рощи да леса - всему миру краса.
Выставки книг, фотографий, иллюстраций е в художественном уголке и уголке природы по темам : «Природа нашего края», «Красная книга – предупреждающий цвет», «перелетные птицы», «Пришла весна!», «Вода – источник жизни», «Ребятам о минералах», «Первоцветы», «В недрах нашей Земли», «Ребятам о минералах», «Красоты Южного Урала».
Отгадывание и загадывание загадок о природе.
У меня в селе есть дача.
А на даче (вот удача)
Три сестры, день ото дня
Дружно зреют у меня.
Только эти вот сестрицы
Очень даже разнолицы.
Кто они? Хочу я знать,
Может кто-нибудь сказать
(Чёрная, белая и красная смородина)
Работа с родителями: Беседа с родителями по теме «Берегите природу» Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе. Оформление фотостенда родительского уголка «Советы, как помочь нашему городу быть чистым».
Оформление фото стенда в родительском уголке «1 апреля – международный день птиц!»
Рекомендации родителям : рассказать детям о достопримечательностях нашего города. Повторить с детьми название зимующих и перелетных птиц, повторить с детьми название растений и животных нашей области занесенных в Красную книгу.
Заключительный этап.
-обобщение результатов работы по проекту;
- анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми;
- фотовыставка детских работ «Природа – на общий дом!»
Берегите природу!
Список литературы:
1• Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001
2• Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
3• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
4• Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
6. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.