Татьяна Яковлева
Экологический проект «Волшебные семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в маленьком семечке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь будущего растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Публикация «Экологический проект „Волшебные семена“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель данного проекта : Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
Задачи:
1. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
2. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию
3. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.
4. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Предполагаемый результат:
-Расширение знаний о многообразии семян, строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Время реализации проекта : долгосрочный апрель – май 2019 г.
Участники проекта : воспитатели, дети
На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян фасоли, редиса, кабачка и тыквы, а также гороха. В течение двух недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
* наблюдения
* эксперименты
* организационная деятельность
* беседы с рассматриванием картинок
* чтение художественной литературы
* продуктивная деятельность
Мероприятия по реализации проекта
Беседы:
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Живые семена»
Экологические занятия по темам : «Такие разные овощи»», «В мире семян», "Во саду ли, в огороде – мы играли в игры вволю"
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. Игровая деятельность: Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта.
В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов, место их произрастания, пользу. После рассказа дети сообща заполнили две корзины: одну - овощами, другую - фруктами.
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я расту»
• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»,
Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
Была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян тыквы, фасоли, кабачка, редиса и гороха. Сначала мы с детьми замочили семена, затем провели их посев. В течение двух недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений. Растения находились на подоконнике на солнечной стороне, ребята, аккуратно, стараясь не повредить молодые всходы, производили их полив. Дети установили, что для нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.
В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас вырос хороший урожай. Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта получили положительные эмоции от полученных результатов.
После того, как семена тыквы и фасоли, гороха, редиса и тыквы проросли, мы высадили рассаду в открытый грунт и продолжаем работу в огороде.
В дальнейшем планируем продолжить работу в огороде, поливать и ухаживать за нашими овощами, чтобы получить хороший урожай!