Татьяна Коновалова
Экологический проект во второй младшей группе «Тайны муравейника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей 3 – 4 лет по теме «Тайны муравейника».
Этот проект направлен на расширение кругозора детей о пользе и вреде муравьев, развитию поисковой деятельности, воспитанию бережного отношения к природе.
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : 1 неделя
Участники проекта : дети второй младшей группы
Участники проекта :
- дети второй младшей группы
- воспитатель
- родители воспитанников.
Этапы проекта
Публикация «Экологический проект во второй младшей группе „Тайны муравейника“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
I этап -Подготовительный
• Диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях.
• Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.
• Подбор дидактических игр (лото, пазлы, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
• Составление плана основного этапа.
II этап - Основной (реализация проекта)
1. Познавательные беседы по теме
Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
2. Дидактические игры по теме
3. Игры ТРИЗ
4. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
5. Наблюдение за муравьями на прогулке (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
Цель: закрепить знания о муравьяx, способе охраны муравейников.
6. Ознакомление с окружающим миром НОД «Из жизни муравьев»
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
7. Художественно-эстетическое развитие
Рисование НОД «Муравьишка»
Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.
Аппликация нетрадиционным способом «Дом в лесу»
1. Познакомить детей с работой нетрадиционными материалами (чайной заваркой) для изготовления муравейника;
2. Развивать творческие способности, воображение;
3. Расширить знания детей о муравьях, местах их обитания, характерных особенностях;
4. Развивать мелкую моторику рук;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
8. Физическое развитие – подвижная игра «Муравьи, бабочка и дождик»
9. Подвижная игры на прогулке «Муравей и дождик».
10. Пальчиковые игры
III результативный этап
Изготовление макета муравейника. Художественно-эстетическое развитие. Интегрированное НОД по лепке и рисованию.
Выставка творческих работ
Выводы
Актуальность проблемы.
Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.
Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?».
В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку.
Цель проекта : расширить знания детей о муравьях.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей:
· Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
· Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
· Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
· Создание условий для проявления воображения
Для родителей:
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей
Ход ПРОЕКТА
1. Познавательные беседы
Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
1. Где живут муравьи?
2. Какую пользу приносят муравьи людям и лесу?
3. Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками?
Рассказ воспитателя
Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник. Муравейником правит муравьиная принцесса, в молодости у неё были крылышки, и она любила полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и живёт только в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. В муравейниках существует строгое разделение труда. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят помещения гнезда – это уборщики. Есть муравьи добытчики – они добывают пищу. А ещё муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости.
Муравьи уничтожают вредных насекомых и гусениц. Не зря их называют санитарами леса. Но и очень часто спасают лес от пожаров. Так не потушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника очень быстро гасят (разумеется если не успела загореться сухая трава). При этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.
Главные враги муравьёв – кабаны и… человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.
2. Игры ТРИЗ
«Что умеет делать»
Игра на формирование умения выделять функции объекта
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может муравей?
Дети: Муравей умеет ходить, дышать, расти. Муравей добывает себе пищу, перевоносит на себе грузы, строит жилище. Он помогает людям: уничтожает вредных насекомых
«Раньше – позже»
Игра на выявление подсистемных связей
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, кокой муравьи сделали муравейник?
Дети: Большой.
Воспитатель: Он всегда был такой? Что с ней было раньше?
Дети: Его не было, росли деревья и трава.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семена в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Он развалится, сгниет, смешается с землей.
«Где живет?»
Игра на определение подсистемных связей объектов.
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшей группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет муравей?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: А еще?
Дети: В квартире,доме.
3. Дидактическая игра «Насекомые спешат домой»
Вид дидактической игры: Настольно – печатная игра.
Дидактические задачи:
• Закреплять знания детей о насекомых, в то числе о муравьях :
- их внешнем виде,
- как передвигаются,
- как питаются
- где обитают
• Развивать речевую активность детей: учить описывать внешний вид насекомых, их особенности жизни.
• Развивать фантазию, учить придумывать мини-рассказы о приключениях насекомых.
• Свободный счет (отсчет) в пределах 3-х;
• Развивать внимание, память, сообразительность.
4. Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».
Воспитатель показывает, а дети проговаривают и выполняют движения по тексту.
Муравейник на поляне
(Ребенок обеими руками делает «шалашик», соединяя указательные, средние и безымянные пальцы.)
Ночью крепко - крепко спит.
(Делает обеими руками «замочек», крепко сжимая пальцами.)
А как солнце заиграет
(Растопыривает и шевелит пальцами обеих рук.)
Муравьишки выбегают.
Лапками перебирают
(Одновременно передвигает указательными и безымянными пальцами.)
И головками качают
(Одновременно сгибают и разгибают средние пальцы.)
^Муравьишек ровно пять 1-2-3-4-5.
(Одновременно поочередно сгибают пальцы на обеих руках в кулачки.)
Очень дружные они.
(Одновременно сжимают пальцы в кулачки и растопыривают их.)
Ты, дружок, их береги.
(Грозят указательным пальцем правой руки, пальцы левой руки придерживают локоть правой руки.)
5. Подвижная игра на прогулке «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (на корточках, В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
6. Физическое развитие - подвижная игра "Муравьи и слон"
Цель: Развитие внимания, быстроты и ловкости.
Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души". Дети танцуют как хотят.
Слон: " Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!"
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать- дотронуться рукой до муравья. До кого дотронулся-ложатся на пол и поднимают руки и ноги вверх, болтают ими в воздухе. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
7. Наблюдение за муравьями на прогулке
Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас;в оспитывать бережное отношение к насекомым;
Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.
Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы- предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.
Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.
Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.
Я – муравей – трудяга,
Со мной моя коряга.
Несу домой тяжелый груз.
Своим трудом всегда горжусь.
Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара или конфетку. Понаблюдать за их поведением.