Герасимова Ольга
Экологический проект в средней группе — «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МКДОУ – ДЕТСКИЙ САД №3 п. НАДВОИЦЫ
Тип проекта : творческий.
Вид: групповой
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, опытно – экспериментальная и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, заучивание стихотворений наизусть.
Публикация «Экологический проект в средней группе — „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжительность проекта : декабрь - февраль
Место проведения: группа, участок детского сада, семья.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители средней группы (воспитатель - Герасимова Ольга Сергеевна)
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Актуальность:
Природа - это неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта : «Зимующие птицы»
Эта тема выбрана не случайно.
Зимнее время – это не только время праздников, весёлых зимних забав, но и крепкие морозы с пронизывающим холодным ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться.
Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Перед нами встаёт задача – расширять представление детей о птицах, зимующих в нашей местности, с их видами, характерными особенностями, воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Пояснительная записка.
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С. Н. Николаева.
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.
Цель: формирование у детей элементарных знаний по природному миру о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.
Задачи:
- развивать экологические представления;
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни птиц;
б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания :
растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена;
- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;
- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;
- учить детей заботиться о зимующих птицах;
- учить делать кормушку для птиц из бросового материала;
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах.
2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
3. Вызвать постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах зимой.
4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи.
5. Обогатить словарный запас детей.
6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
8. Приобщить к совместной деятельности родителей.
Необходимое оборудование:
Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки.
Музыка – аудиозапись голосов птиц.
Иллюстрации - птицы зимующие нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Постановка цели и задач;
- Подбор познавательной и художественной литературы;
- Проведение бесед, чтение художественной литературы, оформление консультаций, изготовление дидактических игр.
2 этап – основной (практический) :
- Наблюдение за птицами, их повадками, составление описательных рассказов о зимующих птицах;
- Изучение корма для подкормки птиц;
- Изготовление кормушек для птиц;
- Выбор места для кормушек;
- Наблюдение за поведением птиц на кормушке.
3 этап – Заключительный:
- Обобщение результатов работы, их анализ;
- Закрепление полученных знаний.
- Экологическое развлечение для родителей «Зимующие птицы»
Работа с родителями
- Участие родителей в изготовлении кормушек и реализации проекта;
- Фотоконкурс «На моей кормушке» :
План реализации проекта
Вид деятельности:
Чтение художественной литературы
Чтение рассказов и сказок про зимующих птиц.
- Сказка «Снегирь и Синичка».
- В. Бианки «Сумасшедшая птица»
- Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька».
- К. Д Ушинский «Ворон и Сорока»
- Сказка «Любопытный воробей»
-Л. Воронкова «Птичьи кормушки»
- Сухомлинский «Как Синичка меня будит»
- О. Григорьева «Синица», «Птица в неволе»
- И. С. Тургенев «Воробей»
- М. Горький «Воробьишко»
-Г. Скребицкий «Дружба», «Сиротка»
-Н. И. Сладков «Зимние долги»
-В Сухомлинский «Почему плачет синичка»
-Е. Носков «Тридцать зёрен»
- Г. Снегирёв «Про птиц»
- В. Боков. «Про тех, кто летает»
-Б. Житков. «Галка»
- Е. И. Чарушин «Воробей»
- Л. Н. Толстой «Воробей на часах»
Заучивание стихотворений наизусть
- «Покормите птиц зимой» (А. Яшин)
- «Чик – чирик» (А. Усачёв)
- «Прилетайте под окно» (Г. Бойко)
- «Берегите птиц»
Загадывание загадок о зимующих птицах
Речевое развитие
Беседы:
- «Беседа о зимующих птицах».
- «Покормите птиц зимой».
- «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»
- «Кормушка. Наши пернатые друзья»
- «Как птицы ведут себя зимой?»
- «Пернатые друзья»
- «Синичка – гостья нашего двора».
- «Знакомство с воробьём».
- «Для чего птицам перья»
Дидактические игры:
«Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Скажи наоборот», «Назови ласково»
Познавательное развитие:
Рассматривание книг и журналов с иллюстрациями птиц;
- Наблюдение за птицами зимой;
- Наблюдение за синицей.
- Наблюдение за голубями.
- Наблюдение за сорокой.
- Наблюдение за вороной.
- Наблюдение за клёстом.
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний», «Кто что ест», «Чей хвост», «Кто на кормушке», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь»
Экспериментирование:
- Исследование птичьего пера.
- Рассматривание птичьих следов.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
Физическое развитие:
Пальчиковые игры о зимующих птицах :
«Прилетайте птички», «Я зимой кормлю всех птиц», «Птичья кормушка»,
«Серенькие пёрышки».
Подвижные игры:
«Воробышки и кот», «Весёлый воробей», «Голуби и кот», «Птицелов», «Птицы в клетке», «Совушка», «Воробышки в гнёздышках», «Птички и кошка», «Смелые воробышки», «Синичка»
Игра малой подвижности: «Где спрятался воробей»
Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»
Художественно – эстетическое развитие:
Ручной труд - «Ворона»
Лепка – «Синицы»
Аппликация - «Снегири»
Рисование – «Птицы, которые прилетают к кормушкам. (синицы)».
Ожидаемые результаты
Дети:
- Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители:
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
- Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Педагоги:
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
Отчёт о проведении проекта «Зимующие птицы»
В проекте приняли участие : дети средней группы, воспитатель:
Герасимова О. С., родители воспитанников.
На территории ДОУ было развешано 12 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения проекта проводилась следующая работа:
• Ежедневное кормление птиц;
• Наблюдение за их поведением;
• Использование разных кормов;
• Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Когда мы с детьми выходили на улицу, слышали пение птиц, а самих птиц не видели, но после того как мы насыпали корм в кормушки, наблюдали, что прилетала одна синичка, громко пела песни и после этого сразу начинали слетаться другие синицы. Сороки и вороны прилетали по - одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, но и в кормушки залетали, детей не боялись.
Ещё мы с детьми каждый день в кормушках оставляли жёлуди. На протяжении двух месяцев мы подкармливали белочку, и каждый день в кормушках было пусто. В феврале мы увидели саму белочку, теперь она каждый день появляется у нас на участке, и мы с детьми наблюдаем за ней. У детей много радости и эмоций, когда видят белочку.
В результате проведенной работы дети узнали:
• Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
• Как различить птиц по окраске;
• Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
• Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
• В ветреные дни птиц прилетало меньше;
• Из кормов голуби предпочитают семечки, а синицы – сало;
• голуби, синицы прилетают стайками, сороки, вороны – по - одиночке;
• Кормушку посетили 5 видов птиц;
• За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда - была подобрана литература, иллюстрации, подобраны и выучены стихотворения, прочитаны рассказы о птицах, сделана подборка загадок о птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Дневник наблюдения за птицами
Дата Температура воздуха
Прикормка Птицы, прилетавшие в течение дня
13.12.2021 - 10 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб _
14.12.2021 - 12 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб _
15.12.2021 - 8 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб _
16.12.2021 - 15 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб _
В течение этих дней птиц около кормушки мы не видели, но каждый день кормушки были пустые.
17.12.2021 - 17 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб, жёлуди Первый раз увидели синицу, после того, как насыпали корм в кормушку
20.12.2021 - 14 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб синицы
21.12.2021 - 16 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб синицы
22.12.2021 - 10 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб синицы
23.12.2021 - 8 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб, жёлуди (для белочки) синицы
24.12.2021 - 10 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб, жёлуди синицы
27.12.2021 - 12 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб, жёлуди синицы
28.12.2021 -13 Семечки подсолнуха, пшено, белый хлеб, жёлуди синицы
29.12.2021 -10 Пшено, семечки подсолнуха, арбузов, белый хлеб синицы, сорока
30.12.2021 -10 Пшено, семечки подсолнуха, арбузов, белый хлеб, жёлуди (для белочки) синицы, сорока
Синицы, сорока, ворона, прилетают на прогулке. Жёлуди кладем каждый день, их в кормушке нет. Видели белочку 8, 9 декабря.
До конца декабря, весь январь и февраль мы кормили птиц семечками подсолнуха, крошили белый хлеб, приносили свежее сало для синичек, а для белочки клали жёлуди. В феврале стали к нам на участок прилетать голуби.