Наталья Матвеева
Экологический проект «В саду ли, в огороде» во второй младшей группе
▼ Скачать
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети младшей (2) группы, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к совместной работе с взрослыми по выращиванию зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Публикация «Экологический проект „В саду ли, в огороде“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей: создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности и привлечение родителей к участию в проекте.
Задачи проекта:
1. Расширять знания детей о культурных растениях.
2. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
3. Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, огурец, помидор, редис).
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
7. Способствовать партнерским взаимоотношениям между педагогом, детьми и родителями.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур.
• Презентация проекта «В саду ли, в огороде».
Продолжительность проекта: краткосрочный февраль-апрель 2021г.
Пояснительная записка
Актуальность проекта. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя и свои действия они познают практически, т. е. во время наблюдения за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в посадке и уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Проблема. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Решение. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Посадка семян томатов, перца, лука, огурцов, редиса в землю совместно с детьми.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов, перцев совместно с детьми.
Деятельность детей:
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Рисование, раскрашивание овощей.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «В саду ли, в огороде»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Цветы».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Консультация для родителей
«Лук от семи недуг»
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
3. Технические средства: ноутбук, телефон.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей младшего дошкольного возраста, приобретает землю, семена, организует развивающую среду для эффективного размещения в группе, привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: пополняют развивающую среду группы и знания дошкольников, подготавливают с детьми материал для выставки рисунков «Овощи с нашей грядки»
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март, апрель)
1. Рассматривание луковиц и семян (перца, огурца, редиса, помидора)
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• наблюдение за растениями.
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (апрель)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «В саду ли, в огороде!».
3. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты
Из луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, перец, помидоры, огурцы и редис. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Анализ полученных результатов.
1 этап - подготовительный (2 недели).
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы наблюдения с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 этап - исследовательский (4 недели).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения-человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 этап - заключительный (2 недели).
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки». Проект принял участие в конкурсе ДОУ «Огород на подоконнике и занял 1 место в номинации «Познавательная ценность»