Ольга Мацера
Экологический проект в номинации «Живая аптека» на тему «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность :
Значимость этого проекта заключается в том, что интересное и необычное - рядом и доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Если малышу уже исполнилось 3 года, он усваивает любую информацию осознанно, тем самым познаёт мир, получает первый жизненный опыт. Очень важно в этот момент воспитать интерес к природе, особое бережное к ней отношение. Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в детстве. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях, которые растут рядом.
Публикация «Экологический проект в номинации „Живая аптека“ на тему „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Малыш 3,5 лет реально может принимать участие в заготовке лекарственных трав, в приготовлении полезных напитков, отваров, варений…
Задачи:
Данный проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач:
Сформировать понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства).
Закреплять знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы : свет, влага, тепло.
Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека.
Вызвать желание поучаствовать в приготовлении отваров, варений.
Ожидаемый результат:
Устойчивый интерес к окружающей природе, в частности растениям, растущим рядом.
Бережное отношение к растениям, помогающим здоровью человека.
Участники проекта :
Галушкина Анастасия;
мама –Кошевая Виктория Сергеевна,
прабабушки,
руководитель проекта – воспитатель Мацера Ольга Анатольевна
Настенька очень любознательна, её интересует всё, что окружает. Она постоянно задаё т вопросы: «Что это? А почему? А как? И я хочу…
Объект исследования
Какие полезные растения растут вокруг нас (растения в огороде, на улице, по пути в детский сад).
Работа над проектом началась с модели трё х вопросов:
Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
Что мы знаем?
«Щавель люди едят, чтоб быть сильными»,
«Из одуванчиков можно сварить варенье?».
«Мне мама говорит, что корень лопуха лечебный».
Что хотели бы узнать:
«Какие растения, растущие рядом- лекарственные»;
«Как можно приготовить отвар корня лопуха и для чего его используют».
«Что необходимо для одуванчикового варенья?»
Наше исследование началось с экскурсии по родной станице, которую организовала своей доченьке мама Вика. Без труда нашли полянку одуванчиков, которые рассыпались и там и тут… не удержались, чтобы не собрать первый весенний букетик.
Настенька с огромным удовольствием искала одуванчики, показывая их маме, столько радости и веселья получили обе от общения с природой.
Кусты щавеля растут всюду – очень красиво!
Неожиданно набрели на куст чистотела… «Деткам рвать листочки этого растения опасно», - сказала мама дочке, - «Потому, что чистотел выделяет ядовитый и в то же время целебный сок ярко жёлтого цвета. Посмотри…»
А вот и подорожник, оправдывая своё название, возник у самой дороги. Он совсем маленький ещё, недавно только пробился к солнышку.
По пути заехали в гости к прабабушке Зое. Настенька подарила букетик одуванчиков и поделилась своими впечатлениями. А прабабушка рассказала о том, какое вкусное варенье можно сварить из одуванчиков.
А ещё прабабушка Зоя познакомила нас с тысячелистником, который рос роскошным ковром прямо у калитки…
Долго искали лопухи, а оказалось, что дома целая поляна из лопухов. Мы вместе с Настенькой выкопали корни лопуха, для отвара, которым мама Вика будет полоскать волосы после мытья головы, а листья приготовили для прабабушки Гали, у неё больные колени.
Настеньке было очень интересно самой приложить целебные листья к коленям прабабушки, тем самым полечить её.
Прабабушка Галя очень рада
вниманию правнучки Настеньки…
Корень лопуха вымыла для мамы дочка с огромным старанием и сложила в ёмкость для приготовления отвара.
Ответом на вопрос: «Мама, откуда ты всё знаешь?» явилось рассматривание энциклопедии «Лекарственные растения» Т. А. Ильиной, яркой и красочной, доступной для всех возрастов, содержащей нужную информацию.
Не обошлось и без информации из интернета.
Нашли много стихов с картинками, раскраски и сказки, одну из которых распечатали на принтере, сделали вместе с Настенькой.
Настя принесла книжку «Сказка о лекарственных растениях» в детский сад и поделилась своими впечатлениями и знаниями со сверстниками.
Свой семейный проект мы назвали «Лекарственные растения»
Для его реализации определены задачи: изучить сведения о лекарственных травах; узнать, какие лекарственные травы есть в нашей станице; знакомство с лечебными свойствами растений; умение их различать и называть.
В ходе работы над проектом использовались разнообразные формы и методы, способствующие развитию у детей интереса к деятельности:
исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения;
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения;
релаксация;
использование ИКТ;
Результативность
В ходе работы над проектом достигнуты следующие результаты:
повысился познавательный интерес к миру растений;
повысился уровень экологической грамотности;
возникло желание делиться своими впечатлениями и знаниями со сверстниками
доброжелательность к живым объектам;
эмоциональная отзывчивость на их состояние;
интерес к природным объектам;
стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие.
Заключение.
Настенька рассказала сверстникам и взрослым все, что узнала о лекарственных растениях. Изготовили книжку «Сказка о лекарственных растениях». Активно участвовала в приготовлении отвара из лопуха, заботилась о здоровье прабабушки, прикладывая компресс на больные колени.
Травы… Что в них необычного? Известно, что трава растет на полях, огородах, лугах, в лесах ; трава является пищей птиц, насекомых и животных.
Настенька усвоила, что некоторые растения излечивают от недугов; рядом находится "настоящая кладовая здоровья"! А варенье из одуванчиков обязательно сварят с прабабушкой вместе!
Информационные ресурсы:
1. Т. А. Ильина, энциклопедия «Лекарственные растения».
2. П. А. Синявский «Сказка о лекарственных растениях».
Интернет-ресурсы:
umm4.com/stories_tales. /skazka-pro-lekarstvennye-rasteniya.htm
razukraska.ru/priroda/raskraska-trava.htm
www.booksite.ru/fulltext/rusles/vallekras/text.pdf
www.baikmed.ru
1. Информационные ресурсы.
1. Большая детская энциклопедия: Биология / сост. К. Люцис. М. : Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
2. Вольпер И. Н. Легенды и быль о лекарственных травах : Издательство «Экономика» .1969.
3. Багма И. Ф. «Мостовской район» : Историческо-документальная летопись в трех частях. с. Соленое. 1971-1972 гг.
Интернет-ресурсы:
https://www.zircon81.narod.ru/Metodica.html
https://www.waynesthisandthat.com/crystals.htm#fast - fast
https://www.crystalgrowing.com/index_e.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.business-kuban.ru/mostovskiy-rayon
https://www.mostovskiy.ru/iskop
https://o-kubani.ru/nerudnye-poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraya-v-krasnodarskom-krae-dobyvayut-apatity-fosfority-barit-kamennuyu-sol-izvestnyaki.html
https://www.mostovskiy-invest.ru/