Ольга Бимакова
Экологический проект «Спасём Землю от мусора» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий, информационный, познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (март – май)
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема: У детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о мусоре. Что происходит с мусором, что нужно сделать, чтобы он не загрязнял окружающую среду. Из своих наблюдений за детьми и родителями мы заметили, что не все дети и взрослые бросают мусор в контейнер, зачастую просто оставляют его на землю, тем самым загрязняя её. Нас заинтересовала данная тема, и мы решили изучить причины возникновения данной проблемы, а также разработать свой метод экологической утилизации мусора, через создание оригинальных костюмов для разных случаев жизни, игрушек, изготовления атрибутов для игр и т. д. с целью привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды и поиску методов вторичного использования бытовых отходов.
Публикация «Экологический проект „Спасём Землю от мусора“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проблемы: Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищения практически не происходит или происходит очень медленно. Отходы накапливаются на санкционированных свалках (мусорные урны, контейнеры, полигоны) и несанкционированных (куда попало). Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта у детей и родителей будет :
- повышен уровень экологической воспитанности;
- проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе нашего края, родного города;
- сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать, делать выводы.
- повысится уровень знаний детей о вторичном использовании бытового мусора и его переработке.
- сформированы навыки изготовления поделок из ненужных предметов (ТБО);
Цель проекта : Привлечение внимания воспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором, нахождению путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов и пропаганду гуманного отношения к природе своего края.
Задачи проекта :
— расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
— формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов
— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
— способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.
— учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
— развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Этапы и сроки реализации проекта
Этап I Подготовительный
Цель: Определение основных направлений работы.
Задачи: • Разработка плана проекта;
• Создание условий для реализации проекта : разработка методических рекомендации для педагогов и родителей; дидактических игр, пособий; подбор методической и художественной литературы экологического характера; песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
• Подобрать материал для продуктивной деятельности, исследования и экспериментирования.
• Привлечение родителей к участию в проекте.
Этап II Формирующий
Цель: Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта
План реализации проекта «Спасём Землю от мусора»
Разделы Продукт проектной деятельности
Мероприятия с детьми
Познавательное развитие
Беседы: «Планета Земля в опасности»; «Кто и как загрязняет нашу планету»; «Куда девается мусор?»; «Спасите природу»; «Что делать с мусором». обсуждение
Экология : «Мусор – это хорошо или плохо?», «Отходы, что это такое?» Обсуждение
Детское экспериментирование «Мусор в земле». Обсуждение
. Речевое развитие
Чтение художественной литературы: Рыжова Н. А. «Серая шапочка и Красный волк», «Уважай чужой труд», «Как люди речку обидели» Обсуждение
Рыжова Н. А. «Серая шапочка и Красный волк» Зарисовки к рассказу.
Художественно-эстетическое развитие
Образовательная ситуация: ручной труд «Солнышко из фантиков», «Игрушки из дисков». Конспекты.
Рисование «Не засоряй природу». Конспекты.
Социально-коммуникативное развитие
Д/и «Из чего сделан предмет?», «Что лишнее?», «Запрещающие знаки», «Человек и природа». Картотека игр
. С/р игры «Поход в лес», «Мусоросборщики». Картотека игр.
Трудовой десант «Очистим игровую площадку от мусора». Фотоотчёт.
Мероприятия с родителями
Анкетирование: «Экологическое воспитание» Обсуждение.
Конкурс «Экологические знаки» Фотоотчёт.
Изготовление поделок из бросового материала в мини – музей: «Вторая жизнь отходов» Выставка работ
Памятки «Правила поведения на природе». «Как обращаться с отходами дома?». Памятки.
Консультации «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды». Консультации.
Этап III Итоговый
Цель: Подведение итогов реализации проекта.
Задачи:
• Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;
• Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Входе проекта дети выяснили, откуда берётся мусор и куда он девается. Так, было решено проследить путь его движения. Воспитанники вместе с воспитателями выбросили мусор в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит мусор на специальную свалку (полигон). Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, так как там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Всё это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор, где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоёмах и полях.
В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать как вторсырьё, познакомившись с проблемами загрязнения окружающей среды, стали проявлять инициативу в решении задач по охране окружающей среды. Входе проекта мы с родителями и с детьми
собрали коробки из под сока и использовали в качестве контейнера для посадки.
Так же мы с детьми собрали фантики конфет и сделали аппликацию «Солнышко».
Зарисовка по сказке «Серая шапочка и красный вокл» Н. А. Рыжова
Проведение детского эксперимента на тему «Мусор в земле»
Так же в ходе проекта родители делали экологические знаки на тему «Спасём землю от мусора
Вместе с детьми мы сделали мини – музей «вторая жизнь»
Запомни, родитель!
Запомните, дети!
Запомните, люди на нашей планете,
Что мусор опасен для нашей природы!
С его прибавлением каждые годы.
Земля увядает, планета страдает!
Пусть каждый из нас Земле рассуждает!
Так будем беречь мы нашу природу,
Чтоб жить в красоте нам долгие годы!
Вывод.
Анализ результатов работы показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования в рамках реализации проекта «Спасем Землю от мусора» эффективна. Разумное сочетание исследовательской деятельности детей, их познавательного интереса и практической деятельности с бросовым материалом позволило создать благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников. В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать как вторсырьё. Познакомившись с проблемами загрязнения окружающей среды, стали проявлять инициативу в решении задач по охране окружающей среды. Повысился уровень конструктивных умений и навыков, творческого воображения при работе с бросовым материалом. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, реализовывать свои индивидуальные творческие способности. Установилась преемственность в работе с семьёй по воспитанию положительного отношения к природе. Родители заинтересовались проблемами вторичного использования бросового материала, принимали активное участие в природоохранных акциях, в конкурсах поделок из бросового материала. В результате проведенной работы с детьми и родителями по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, пластиковой посуды, CD дискам и другому материалу.