Екатерина Ивашкина
Экологический проект «Спасём нашу Волгу»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. автора: Ивашкина Екатерина Николаевна
Место работы: СП «ДС «Аленький цветочек»» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье
Должность: воспитатель
1
АКТУАЛЬНОСТЬ :
Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе.
В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал. Всего 60 лет назад волжская вода считалась питьевой. Теперь река Волга одна из самых грязных в России.
Публикация «Экологический проект „Спасём нашу Волгу“» размещена в разделах
Мы, педагоги, должны внести свою посильную лепту. Главная наша задача - воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада. Так появился проект «Спасем нашу Волгу».
Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке Волге. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные игры: дидактические, настольно–печатные, подвижные
Проблема:
Дети живут возле великой русской реки – Волги. А что они о ней знают? Многие, кроме названия – ничего! Некоторые даже не бывают на ней! А те, которые бывают, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о ее проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью Волги. Вот почему надо познакомить детей с рекой Волгой. Узнав, они полюбят нашу реку и, по возможности, будут оберегать.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с рекой Волгой. С помощью игр, занятий, чтения художественной литературы, различных конкурсов и заданий дети узнают о своей реке очень многое, проникнутся ее проблемами.
Задачи проекта :
- Воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и к реке
Волге;
- Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки,
ответственности за родную реку;
- Формировать познавательный интерес к реке Волге;
- Формировать у детей четкие представления о реке Волге;
- Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой
природы в экосистеме реки;
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- Обучать творчески подходить к решению проблем;
- Формировать осознанно-правильное отношение к природе
2
Подготовительный этап: Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением реки Волги. Изготовление дидактических игр. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с рекой Волгой. Составить примерный план всех мероприятий проекта «Спасем нашу Волгу» (этот план обязательно будет корректироваться в процессе работы).
Исследовательский этап:
1. Психологическая подготовка детей: Создать радостное настроение, в основе которого – ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызвать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Волге.
2 .Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением реки Волги, чтение художественной литературы о Волге.
3. Проведение ООД.
Темы :
- «Великая Волга. Волга – красавица»,
- «Волга – труженица, кормилица»,
- «Волга – поилица. Волга – водная дорога»,
- «Волга – природное сообщество»,
- «Человек и Волга»,
- «Спасем нашу Волгу».
4. Наблюдения.
Совместные наблюдения с детьми проводить нет возможности. Поэтому наблюдения проводились родителями при поездках с ребенком на Волгу и ее притоки. Для этого со всеми родителями была проведена консультация, где рассказывалось, на что надо обратить внимание детей при поездке, что пронаблюдать, как вести себя в некоторых ситуациях. В конце беседы всем родителям раздала памятки на тему: «Поездка к реке Волге» Затем ребенок рассказывал детям в группе о своей поездке к реке Волге, что он видел, делал, что ему понравилось и запомнилось, каким он со своей семьей оставил берег реки, в сравнении каким он был вначале. Всех впечатлил рассказ Саши Черемисовой о горах мусора возле Волги. Саша вздохнула и сказала, что
3
убрать все они не смогли, убрали только маленький «кусочек» пляжа, где отдыхали.
Бурно обсуждали с детьми, что делать в такой ситуации. После обсуждения решили:
• Нужно поставить контейнеры для мусора, урны здесь не спасут.
• Всем отдыхающим собраться вместе и убрать мусор.
• Даже за маленькую брошенную бумажку надо брать штраф. Он должен быть весомым.
• Нарисовать плакаты, в которых напомнить людям, что сорить нельзя.
• Не сорить самим.
Оставлять после себя чистоту, даже если до вас там было грязно.
Хочется сказать: «Люди, Приволжцы, опомнитесь! Это наше село и наша река. Здесь мы живем и отдыхаем. Где же и как будут жить наши дети и внуки»? Страшно подумать, что весной с паводком весь этот мусор будет в Волге. А ведь совсем нетрудно пустые бутылки, пакеты, обертки собрать за собой и выбросить возле своего дома в контейнер. Пусть всем, кто бросил хоть одну бумажку будет стыдно. Дорогие Приволжцы, пусть каждый начнет с себя. Давайте не будем умножать мусорные кучи.
4
5
5. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры, по сложившейся в нашей группе традиции, мы делаем сами, вместе с детьми. Игры, сделанные своими руками с активным участием самих детей, наиболее любимы и заигрываются, в прямом смысле слова, до дыр. Вначале вместе с детьми обсудили, какие игры о реке Волге можно сделать. Выбрали наиболее интересные идеи. Общим голосованием решили, какую игру будем делать. Совместно придумали название игры, сюжет, правила. У детей столько творческих идей, такая фантазия, что трудность состоит в выборе одной игры из многообразия предлагаемых. Так появилась игра «Путешествие по Волге». Благодаря этой игре, дети с легкостью запомнили, откуда Волга
6
берет начало, куда впадает, ее наиболее известные притоки и крупные города возле реки.
Позднее была придумана и сделана еще одна игра «Караси и щука».
6. Дидактические игры:
- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке Волге хорошо, а что плохо;
- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Волги, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке) собрать ее;
- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд одинаковых пейзажей реки Волги найти 5 – 10 различий- «Что неправильно нарисовал художник?», найти ошибки, которые допустил художник при рисовании обитателей реки Волги;
7
- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением волжских рыб и одну, например, морскую;
- «Расшифруй волжских рыб», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением ножниц, арбуза, лимона, иголки, мяча. Сложим первые буквы, прочтем – налим.
Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.
6. Дидактические игры:
- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке Волге хорошо, а что плохо;
- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Волги, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке) собрать ее;
- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд одинаковых пейзажей реки Волги найти 5 – 10 различий;
- «Что неправильно нарисовал художник?», найти ошибки, которые допустил художник при рисовании обитателей реки Волги;
- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением волжских рыб и одну, например, морскую;
- «Расшифруй волжских рыб», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением ножниц, арбуза, лимона, иголки, мяча. Сложим первые буквы, прочтем – налим.
Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.
8
8. Живые обитатели реки Волги из Красной книги- обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций : Животные. Растения. Самарская область.
9. Пословицы и поговорки о реке Волге.
Крылатая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании реки.
10. Конкурс для родителей и детей
Объявили заранее об этом конкурсе. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, придумать стихотворение или
9
песню о Волге, приготовить оригинальное фото. Родители нашей группы с удовольствием включились в работу. По итогам была создана выставка работ, затем они были помещены в специальную Книгу Реки Волжской, которая помогает нам в работе с детьми и служит прекрасным оформлением в группе.
10
11
12
13
Результат.
Проект закончен. Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям. Сколько было поисков сведений о Волге в различных энциклопедиях и интернете. Сколько рисунков, фото, игр, заданий! Сколько боли в словах родителей за нашу Волгу. Сколько рассказов об уборке тех местечек на Волге, где любят с семьями отдыхать. Надеюсь, что эти дети никогда не нанесут вреда нашей Волге, никогда не бросят бумажку и не позволят это сделать тем, кто рядом. Слова Антона Палагина«…вырасту и спасу Волгу» должны стать для нас, взрослых, стимулом к действию. Давайте вместе спасать Волгу! Каждый волжанин должен внести свой посильный вклад в дело спасения реки. Впору выпустить плакат: А что сделал ты для спасения Волги? Чиновники, директора заводов, волжане! От нас зависит завтрашний день Волги. Не допустите ее гибели!
Слова Антона Палагина «…вырасту и спасу Волгу» должны стать для нас, взрослых, стимулом к действию. Давайте вместе спасать Волгу! Каждый волжанин должен внести свой посильный вклад в дело спасения реки. Впору выпустить плакат: А что сделал ты для спасения Волги? Чиновники, директора заводов, волжане! От нас зависит завтрашний день Волги. Не допустите ее гибели!