Ольга Железнова
Экологический проект «Снег»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Полное название проекта :
"Действительно ли снег чистый, каким кажется?"
2. Вид проекта :
экологический, познавательно-исследовательский,
3. Продолжительность:
краткосрочный
4. Сроки проекта :
февраль
5. Гипотеза:
Гипотеза исследования: Свежевыпавший снег чистый, белоснежный, пушистый и безопасный для здоровья человека. Так это или нет?
6. Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Снег“» размещена в разделах
- Зима. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Снег играет важную роль в жизни человека и природы. Без снега немыслима зима. Многие, особенно дети любят зиму из – за снега.
Для детей снег — настоящее раздолье. Играя на улице, дети лепят снежки, строят снеговиков, башни, катаются на санках и лыжах. Многие малыши пробуют на вкус снег, считая его чистым, хотя знают, что можно заболеть
Начинаю объяснять детям: «Снег нельзя есть он – грязный». В ответ лишь слышала постоянное «почему» : Почему он грязный? Кто его замарал? Посмотрите, какой он белый. Поэтому я решила, раз дети мне не верят, пусть они сами все выяснят, побывают в роли ученых, проведут ряд опытов и докажут чист снег или нет, можно его есть или нет?
Поэтому актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что не все ребята знают, чистый ли белый снег? Исследование снега - актуальная для меня тема.
7. Проблема.
Многие малыши пробуют на вкус снег, считая его чистым, хотя знают, что можно заболеть. Начинаю объяснять детям: «Снег нельзя есть он – грязный». В ответ лишь слышала постоянное «почему» : Почему он грязный? Кто его замарал? Мы с детьми решили исследовать снег и узнать чистый ли белый снег?
8. Цель.
Выяснить опытным путем чистый ли белый снег
9. Задачи:
1. Формировать представления детей, о свойствах и качестве снега;
2. Выяснить полезность и вредность снега для человека, животных, растений;
3. Приобретать с детьми опыт исследовательской деятельности (провести опыты для выяснения чистоты снега);
4. Развивать познавательный интерес в неживой природе, желание получать новые знания, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;
5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни.
10. Участники проекта :
Дети средней группы дошкольного образовательного учреждения, воспитатели и родители воспитанников.
10. Критерии оценки эффективности проекта :
1. вовлеченность всех детей в совместную деятельность
2. эмоциональная отзывчивость детей
3. успешное использование навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми
4. расширение активного словарного запаса дошкольников
5. активность семей воспитанников в реализации проектной деятельности
11. Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
1. Расширится кругозор детей о снеге;
2. Сформируются навыки любознательности, творческих способностей, познавательной активности;
3. Появится стремление к здоровому образу жизни.
4. Выясним, что снег не только холодный, он грязный, в нем много микробов.
12. Обеспечение проекта :
Воспитатели группы
Материально-технический ресурс
музыкальный зал;
технические средства обучения (мультимедиа, музыкальный центр и т. д.);
наглядно-методические пособия;
методическая литература.
Ресурс социума
Социальное партнерство со следующими организациями:
Детская библиотека
Родительский ресурс
Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
Консультации для родителей по теме «Осторожно, гололед!», «Игры для детей зимой», «Зимушка-зима!», «Зима. Признаки зимы»; и т. д.
Индивидуальные беседы;
Рекомендации по каждому конкретному ребенку;
Выставки рисунков (дети с родителями участвуют в конкурсе рисунков «Микробы»).
Создание и оформление пособий: загадки, пословицы и поговорки про зиму, снежинки, стихи про зиму (родители совместно с детьми);
Информационный ресурс
использование ИКТ;
обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);
изучение методической литературы;
участие в конкурсах и выставках различного уровня.
13. Предварительная работа:
поиск иллюстративного материала по теме «Снег»;
знакомство с литературными произведениями;
разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок, словотворчество детей;
прослушивание музыкальных произведений, просмотр познавательных фильмов.
14. Взаимодействие со специалистами:
музыкальное развлечение
15. Результаты проектной деятельности :
При условии реализации данного проекта, ожидаем следующие результаты по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие
сформируется стремление родителей и воспитанников к личному участию в природоохранной деятельности;
повысится культура общения в социуме;
Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений со сверстниками при выполнении совместных действий. Развитие у детей интереса к окружающему миру в процессе игр с природным материалом.
Познавательное развитие
появится опыт поведения в отношении к природе, как к источнику материальных ценностей и культуры духовного общения с природой;
Формирование представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Формирование представлений о свойствах снега – холодный, белый, от тепла тает. Опыты со снегом, льдом; рассматривание снежинок.
Речевое развитие
расширится словарный запас по теме проекта;
Обогащение словаря детей прилагательными (холодный, наречиями (холодно, тепло, глаголами (похолодало). Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами. Развитие умения читать наизусть потешки, небольшие стихотворения.
Художественно-эстетическое развитие
при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности произойдет развитие творческих интересов художественно-эстетической направленности, способствующих развитию самоопределения с помощью различных видов искусства;
Вызвать у детей желание создавать в рисунке и аппликации образы микробов, забавные снежинки, деревьев в снегу. Обогащать представления детей, привлекая их к рассматриванию фотографий, иллюстраций зимних пейзажей
Физическое развитие
повысится эмоциональное, психологическое, физическое здоровье через подвижные игры, целевые прогулки;
Развивать двигательную активность детей в подвижных играх: Побуждение детей к участию в катании с горки, лепке поделок из снега, украшение снежных построек.
16. Характеристика деятельности участников в рамках проекта :
Изобразительная деятельность, беседы, целевые прогулки, наблюдения, исследование.
Технологии:
Здоровьесберегающая
Личностно-ориентированного обучения.
Сказкотерапия
Исследовательской деятельность
Методические приё мы:
Наглядные
Словесные
Игровые
Практические
Наблюдение
Рассматривание картин
Рассматривание фотографий
Обобщающая беседа.
17. Предполагаемые итоговые продукты проекта
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в зимнее время у детей средней группы «Пчелки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе через опытно-экспериментальную деятельность. Имеют представление, что такое снег, о его свойствах.
Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения.
18. Продукт проектной деятельности
• для детей: игра - инсценировка.
• для воспитателя: организация выставки детских работ, подборка игр на развитие двигательных способностей.
• для родителей: помощь в организации выставки детских работ, создание пособия «Пословицы и поговорки о зиме», «Загадки про зиму», «Стихи о зиме»
19. Итоговое мероприятие:
Выставка рисунков по теме «Микробы»
Реализацию проекта осуществила в три этапа:
1 этап- подготовительный
Цель: Из разных источников собрать информацию о загрязненности снега.
Изучение детской научной литературы.
Мы начали с того, что вспомнили, что такое снег. В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!
Поиск информации в интернете.
В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Собаки, кошки, мышки бегают по снегу, заражая его различными микробами. Котельные, которые отапливают дома, загрязняют снег.
На втором этапе проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию и познавательному развитию.
Познавательное развитие:
Тематические беседы с детьми:
«Снег хорошо это или плохо?»,
«Из чего состоит снег?»,
«Кто гуляет по снежку?»,
«Где живут микробы?» и т. д.
Развивать способность размышлять, выявлять причинно - следственные связи, делать выводы.
Расширились знания детей о снеге, выяснили полезность и вред снега для человека, животных, растений.
Встреча с медсестрой.
Рассказ медсестры, как снег влияет на здоровье человека. Воспитывать умение внимательно слушать говорящих, вступать в беседу, не перебивая товарищей, кратко и понятно излагать свои мысли. Умение внимательно слушать собеседника, повысился интерес детей к здоровому образу жизни.
3. Наблюдение за снегом на прогулках :
1. За падающим снегом;
2. Рассмотреть снег, из чего состоит;
3. Рассмотреть грязный снег.
Развивать познавательный интерес к неживой природе, развивать любознательность, наблюдательность. Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, находить причинно - следственные связи, делать выводы.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Чтение сказки и обсуждение Г. Остера «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку».
З. Трофимова «Снег - что это такое?»
Е. Трутнева «Первый снег»
С. Иванов «Каким бывает снег»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
С. Есенин «Поет зима, аукает…»
И. Суриков «Зима», «Белый снег»
Цель: сбор информации о снеге через художественное слово, развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе, формирование эмоционального отношения к литературным произведениям, поощрение рассказов детей о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа, формирование умения выразительно читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям
Прослушивание сказки
Н. Калининой «Про снежный колобок».
Закрепить знания детей о таяние снега в тепле. Умение внимательно слушать, усваивать полученную информацию, делать выводы.
Чтение стихов и произведений: семейный рассказ «Приключение снежинки», стихи «Я и снег» М. Дружинина; «Сосульки» Д. Чуяко; «Снежинка» Н. Мигунова; «Снег» Е. Благина; «Снег-снежок» И. Мазин.
Развивать интерес к чтению художественной литературы. Учить детей внимательно слушать и запоминать прочитанное. Научить детей выделять главное, понимать нравственный смысл. Интерес к художественной литературе.
Умение внимательно слушать, способность эмоционально откликаться на происходящие события.
Загадывание загадок про зиму и про снег.
Развивать познавательную активность, логическое мышление, память. Умение разгадывать загадки, анализировать, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Экспериментальный.
Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.
Наблюдение за снегом на участке детского сада во время прогулки.
Обратить внимание детей на цвет снежного покрова на участке детского сада (на дорожке, у дерева, на площадке и т. д.). Во многих местах снег серый, хорошо видны чёрные точечки, это грязь, пыль, сажа, копоть. Это мелкие частицы дыма и газа, прилипают к снежинкам в воздухе.
Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время наблюдения за снегом.
Даже внешне чистый и белый снег грязный и может нанести вред здоровью; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих частях города. Откуда же в воздухе столько грязи? На трубах всех заводов ставят специальные фильтры, которые задерживают дым и вредные вещества. Но часть все же попадает в воздух. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.
Серия опытов и экспериментов со снегом.
Опыт 1. Рассматривание снега через лупу на улице.
Опыт 2 «Почему снег белый?»
Опыт 3. «Рассматривание снега»
Опыт 4. Наблюдение за таянием снега в теплом помещении, определение температуры снега и снеговой талой воды
Опыт 5. Очищение воды через фильтр, рассматривание внешнего вида фильтра после проведения очищения через него снеговой воды.
Развивать умение рассуждать, находить экологически грамотное решение, делать умозаключения на основе самостоятельно полученных фактов.
Художественно – эстетическое развитие:
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Снежинки»
Конспект занятия по лепке в средней группе на тему: "Микробы
Конспект ООД в средней группе на тему «Снежинки за окном»
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей в нетрадиционной технике рисования (гуашь, соль). «Елочка в снегу»
Музыкальная деятельность
Слушание музыкальных произведений:
А. Вивальди «Весёлая зима», «Новогодний ветер»,«Времена года»,
Г. Свиридов «Метель», П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Физическое развитие:
Подвижные игры:
«Кидаемся снежками»
«Попади в цель»
«Снежок, сугроб, яма»
«Метель и снежки»
«Полёт снежинки»,
комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся»,
комплекс гимнастики после сна «Валенки».
Дыхательные упражнения:
«Сдуваем снежинки».
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
«Кто что делает зимой»
«Найди по следу»
«Найди такую же снежинку»
«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
«Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
«Скажи наоборот»,
«Назови снежные слова»,
«Скажи зимние слова».
Настольные игры: пазлы «Заюшкина избушка»,
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (Зимние развлечения)
Работа по взаимодействию с родителями в рамках проекта :
• Оформление папки-передвижки.
• «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
• Оформление памятки: «Опыты со снегом».
• Беседы с родителями: «Поддержание интереса ребенка к познавательному экспериментированию».
• Совместное проведение в домашних условиях познавательных опытов. для ознакомления с физическими свойствами снега и льда и констатирование результатов с помощью фотографий.
Совместно с родителями чтение и проговаривание пословиц и поговорок о снеге. Развивать у детей познавательную активность, память. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Разовьётся интерес к устному народному творчеству, дети получат первые впечатления о законах природы.
Выставка рисунков «Микробы»
3этап. Обобщающий.
Результаты исследовательской работы. Опровержение гипотезы.
В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. Результаты исследования и их анализ: на основании, проведенных исследований, мы узнали, что даже самый белый на вид снег в своем составе содержит мелкие частицы песка и мусора, которые можно рассмотреть невооруженным взглядом, с помощью лупы мы увидели что, белый снег не чистый и есть его нельзя!
Вывод: после проведенных исследований выяснили, что «белый» и «чистый» снег – это не одно и то же, насколько бы белым он не казался! Теперь все дети нашей группы знают, что снег есть нельзя! Самый грязный снег у дороги и у дома, поэтому жизнедеятельность человека влияет как на загрязнённость, так и на чистоту окружающей среды. В ходе исследовательской работы мы убедились, что везде, где мы брали снег для опытов, обнаружены частицы грязи: песка, дыма и другое. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Снег и лёд - грязные и непригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Снегом можно играть и на нём можно рисовать.
Результаты реализации проекта :
Дети научились замечать красоту и индивидуальность снежинок, расширили свои знания о их происхождении и составе.
У детей сформирован интерес к исследовательской работе, самостоятельность при проведении опытов.
Дети научились пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки наблюдений, и вырезать снежинки из бумаги.
Активизированы знания родителей об особенностях организации детского экспериментирования в домашних условиях.
Сформирована готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада в образовании и воспитании детей.
Приложение
Снег - белый. Кто ж поспорит с тем, что снег белый! Конечно, белый…
Когда-то люди считали, что снег– это водяные капельки и в холодное время года зимой из туч вылетают снежинки. Но ученые доказали, что снежинки образовываются не из водяных капелек, а получаются из пара. Этот пар содержится в воздухе постоянно. Он поднимается высоко в небо, туда, где очень холодно. Там водяной пар превращается в крошечные льдинки. Льдинки двигаются, сталкиваются и цепляются друг за друга. Так они растут, становятся все больше и больше. И начинают падать на землю красивыми снежными звездочками, узор которых очень сложно рассмотреть, но ученые с помощью особых приборов смогли не только рассмотреть, но и назвать разные формы снежинок. Бывают снежинки-звезды, снежинки-пластинки, иглы и пушинки, есть даже снежинки-ежики, столбики и снежинки-запонки. В разные дни снег падает по-разному : вбезветрие - снег кружится медленно, сильный ветер- снежинки ударяются друг о друга, ломаются и превращаются в снежную пыль, бывает снег, похожий на крупу или на кусочки ваты. Белый цвет снега возникает благодаря заключённому в снежинке воздуху.
Значение снега в природе. Некоторые свойства снега оказывает большое влияние на жизнь животных и растений в природе. Например – белый цвет снега : зимой шерсть некоторых животных способна менять свой окрас и животные используют это для выживания, обеспечивая им большую безопасность. Зайцы меняют серую шубку на белую, ласка и песец тоже одевают белые шубки, белочка меняет рыженький наряд на серую шубку, волк меняет свой окрас с коричневого на более светлый. Рыхлый снег сохраняет тепло, а причина этого –воздух, который находится между снежинками. В сильные морозы звери спасаются в снегу. Птицы (тетерева, куропатки) закапываются в снег от холодов и от хищников. Снежное «одеяло» защищает и корни растений от морозов, а вода в реке закрыта снежно – ледовым покрывалом, которое надёжно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели. Зимойи волки, и лисицы, и лоси, и зайцы вместо воды едят снег, грызут обледеневшие стебли растений, получают воду из коры кустарников, тем самым добывают себе воду!
Значение снега в жизни человека. «Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся», - говорят в народе. Снег не даёт переохлаждаться поверхности Земли и приостанавливает промерзание почвы, под снежным покровом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весенний снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживались больше, люди ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие, снежные сугробы.
На севере охотники, застигнутые метелью, когда до дома далеко, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из снега живыми. Свойство снега, сохранять тепло, эскимосы используют для строительства себе жилища – иглу. Они строят купол, в человеческий рост, вырезая снежные блоки, а потом прорезают в них дверь, иглу прекрасно защищает от ветра, а чтобы в ней стало тепло, достаточно зажечь свечку или керосиновую лампу. Зимой спать в иглу намного комфортнее, чем в продуваемой палатке. Жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух вода, снег, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Интересные факты о снеге :
1. Существует Всемирный день снега-19 января.
2. Половина населения Земли никогда не видела снега.
3. Скрип снега - шум от ломающихся снежинок и чем крепче мороз, тем выше тон скрипа.
4. Несмотря на огромное количество снежинок, ни одна из них не повторяет другую, каждый узор уникален.
5. Во время снегопада в 1987 году в США была найдена снежинка-мировая рекордсменка диаметром 38 см.
6. В Омской области выпадал оранжевый снег; на Камчатке выпал разноцветный снег, причина была в пыльных бурях - снег окрасили песчинки.
Польза и вред от снега
Польза.
Снег – это защита растений от замерзания. Под толстым слоям снега почва практически не промерзает, благодаря чему растения расходуют гораздо меньше жизненной энергии. Это очень важно для природы и растений. Значение снега в жизни человека.
«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся», - говорят в народе. Снег прикроет луга и поля. Под снежным покровом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весенний снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти.
Вред.
Опасность от снега- это снежные лавины. В горах, где на склонах скапливается большое количество снега, происходят обрушения. Лавина сметают все на своем пути деревья, строения и много другое. Слишком большое количество снега опасно как для человека, так и для животных. Они оказываются в снежной ловушке.