Наталья Шаманова
Экологический проект «Синичкин день» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: Познавательно-продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продукт проекта:
Пополнение предметно - развивающей среды.
Создание тематического альбома: «Зимующие птицы».
Картотека художественной литературы для чтения детям о птицах.
Картотека загадок для детей о птицах.
Публикация «Экологический проект „Синичкин день“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Синичкин день, 12 ноября
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Изготовление и развешивание кормушек
Актуальность заявленной проблемы:
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
По дороге по прямой шла зима с морозами,
Шла зима с морозами, снег стелила розовый.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы. Сегодня мы их поприветствуем.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Проблема проекта:
В старшем дошкольном возрасте практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них мало знаний о зимующих птицах, дети мало знают о том, как помочь птицам выжить в зимнее время.
Цель проекта:
Формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, воспитание познавательного интереса, бережного отношения к зимующим птицам.
приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц; воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать птиц по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в паре
и группе.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.
2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
6. Добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений с родителями в вопросах гармоничного развития у ребенка речи.
7. Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.
Ожидаемый результат:
1. Дети получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;
2. Пополнят свои знания о зимующих птицах;
З. Расширять словарный запас;
4. Научаться заботиться о зимующих птицах;
5. Приобретут экологическую привычку подкармливать птиц зимой.
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
I подготовительный этап
1. Подбор и изучение материалов по данной теме.
2. Разработка паспорта проекта.
3. Составление комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы.
4. Подбор дидактических игр.
5. Обсуждения с родителями вопросов по внедрению проекта.
II основной этап
1. Социально – коммуникативное развитие:
1) проведение дидактических игр: «Что за птица», «Гнездовья птиц», ««Кто как кричит»;
2) проведение пальчиковой игры «Сорока - Белобока»;
3) развешивание кормушек;
4) кормление птиц.
5) изготовление экологических кормушек
2. Познавательное развитие:
1) Беседы: История возникновения праздника «Синичкин день», «Покормите птиц!», «Интересные факты o синицах ;
2) наблюдения на прогулке за птицами;
3) рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме;
3. Художественно – эстетическое развитие:
1) рисование и раскрашивание синиц;
2) прослушивание птичьих голосов;
3) конструирование синиц из цветной бумаги;
4) изготовление экологических кормушек
4. Речевое развитие:
1) рассказывание о синицах
2) чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая»,
3) разучивание стихотворений о птицах
4) отгадывание загадок о птицах.
5) Дидактическая игра «Опиши свою кормушку»
5. Физическое развитие:
1)подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Птички»
6. Работа с родителями:
1) Оформление информационного стенда «Интересные факты o синицах»;
2)консультации: «Покормите птиц зимой», «Как смастерить кормушку своими руками».
3) изготовление кормушек вместе с детьми
4) В конце дня предложить родителям насыпать корм в кормушки вместе с детьми.
7. Прогулка «Синичкин день»
1) развешивание кормушек
2) наполнение их кормом
3) развешивание экологических кормушек
III заключительный этап
1. Организация на территории дошкольного учреждения участка группы природоохранной зоны для птиц. Развешивание кормушек на территории детского сада.
2. Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
3. Оформление отчета: паспорт проекта «Синичкин день».
Литература:
1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение 2012 г.
2. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет – М. : Мозаика-Синтез, 2020. – 80 с.
3. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2- 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2020. – 80 с.
4. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.