Чеснокова Анастасия
Экологический проект «От семечка к деревцу»
▼ Скачать + Заказать документы
по методу – познавательно - исследовательский;
по содержанию - «Ребенок и природа»;
по количеству участников - коллективный, групповой, дети 5-6 лет;
по характеру контактов - открытый;
по продолжительности – долгосрочный
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Актуальность проекта
Публикация «Экологический проект „От семечка к деревцу“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Проблема проекта : Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают как, они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Осенью дети обратили внимание на туи, растущие на нашем прогулочном участке, на них росли шишки. А сможем ли мы вырастить из семян саженцы деревьев в группе? Так и возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить тую из шишки?». У детей появилась возможность вырастить свое собственное деревцо из семечки и ухаживать за ним.
Цель проекта : вовлечение детей старшего дошкольного возраста в практическую деятельность по выращиванию деревьев (туи) из семян в условиях детского сада.
Задачи проекта : для детей
- Создать условия для совместного экспериментирования.
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности в процессе выращивания саженцев туи в условиях детского сада.
- Уточнить и расширить представления дошкольников о развитии, строении, функциях частей дерева.
- Конкретизировать представления детей об условиях роста саженцев, уходе за ними
- Способствовать развитию трудовых умений и навыков по посадке, выращиванию и уходу за всходами саженцев туи.
- Воспитывать осознанно бережное отношение к уникальному миру природы, к деревьям
- Вовлечь родителей в совместную деятельность.
Для родителей
- повысить уровень экологической культуры родителей;
- приобщить родителей к совместной деятельности с детьми в семье;
- стимулировать творческую активность родителей;
- способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам современного образования и воспитания дошкольников.
Для педагогов
- способствовать формированию умений получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности
- разнообразить формы работы по проектному методу в экологическом воспитании дошкольников;
- побуждать педагогов к эффективному взаимодействию с детьми и родителями в коллективной работе.
Основные направления реализации проекта :
1. Создание условий для ознакомления детей с миром деревьев, формирование представлений о роли деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
2. Создание условий для развития опытно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
3. Экологическое просвещение родителей.
Принципы
* целенаправленность;
* доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
* дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
* научность и системность проведения работы;
* наглядность;
* интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире растений;
* активность и сознательность – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов
Методы проекта
* продуктивно-исследовательские: опыты, экспериментирование, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; экскурсии, целевые прогулки;
* наглядные – рассматривание иллюстраций, картинок, тактильно–мышечная наглядность, моделирование;
* словесные - беседы, чтение художественной и научной литературы, решение проблемных ситуаций; консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
* практические – НОД. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).развлечения, праздники, самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях, коллективный труд;
* игровые - дидактические, пальчиковые, подвижные, развивающие игры;
* ИКТ - презентации, слайд – шоу, мульфильмы;
* здоровьесберегающие - массаж, физкультминутки, релаксация;
* создание ситуации успеха;
* слушание музыкальных произведений.
Ожидаемый результат:
- у детей будут сформированы элементарные знания о растении – туя;
- пополнится активный и пассивный словарь прилагательными, определяющими характер растения, глаголами;
- дети смогут изобразить тую в различных видах продуктивной изобразительной деятельности, будут заинтересованы в наблюдении, экспериментировании;
- у родителей появится заинтересованность к образовательному процессу, активному участию в реализации проекта, в жизни детского сада, развитию творчества у детей.
- педагоги будут использовать разнообразные формы работы по проектному методу в экологическом воспитании дошкольников (наблюдения, эксперименты, создание мини-музея);
- пополнится методический, дидактический и наглядный материал по экологическому воспитанию.
Этапы проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Взаимодействие с семьей Деятельность с детьми Взаимодействие с социумом
Вхождение в проблему Пробуждает у детей интерес к теме проекта, создает проблемную ситуацию: (Что мы знаем о деревьях и их семенах) Доведение до родителей важности проекта,
поддерживание у детей интереса к данной проблеме. Принимают участие в обсуждении того, что они узнают, что нового хотят узнать.
Плани-рование деятель-ности Планирование содержания работы с детьми и их родителями Информационно-методическая работа с родителями (беседы, консультации, домашние задания) Построение системы работы с детьми. Планирование различных видов взаимодействия с социумом.
Выполнение проекта. Педагоги организуют, направляют и корректируют сотрудничество взрослых и детей, поощряют усилия обеих сторон Выполнение домашних заданий, активное участие в реализации проекта
Активное участие детей в различных видах деятельности по реализации плана проекта
Презентация проекта Высадка саженцев туи на территории детского сада. Высадка саженцев туи на территории детского сада. Высадка саженцев туи на территории детского сада.
1 этап- вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
У нас около дома тоже растет такое растение
(Ева Д.) Почему это растение называется туя? (Илья Н.) Спросим у папы или у мамы (Анжелика Р.)
Где растут туи?
(Артем С.)
Нам расскажет бабушка и дедушка (Кира З.)
Какую пользу приносит?
(Вадим С.)
Посмотрим со взрослыми по телевизору, в интернете
(Маша П.)
2 этап – разработка проекта, планирование деятельности
1. Подбор литературы по данной теме, составление конспектов, подборка картотеки опытов, ситуация общения с детьми на тему: «Что мы знаем о деревьях?», чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой.
2. Изучение познавательной и методической литературы по теме проекта.
Подбор художественной литературы, народного фольклора для детей о деревьях.
3. Доведение до всех участников важности этого проекта.
4. Подбор методической, научно – популярной, иллюстрированного материала по данной теме.
5. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома.
6. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
7. Разработка плана мероприятий
8. Собрать коллекцию книг, альбомов, энциклопедий о растениях.
С раннего возраста детей следует знакомить с окружающим, с доступными их пониманию явлениями природы: взрослый воспитывает любовь ко всему живому, учит доброму, бережному, заботливому отношению к животным и растениям; развивает познавательный интерес, этические, эстетические чувства.
3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать растения можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то у него будет сформированы элементы экологической культуры, экологически грамотное поведение в природе, гуманное отношение к лекарственным растениям.
Проектная деятельность включает в себя различные виды деятельности. Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основной упор делался на наблюдения, экспериментирования и собственную продуктивную деятельность в природе
Содержание и объем знаний проекта подобраны с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению социальных и экологических навыков и умений, помогают детям оценить свое отношение к окружающему их миру, неживой природе.
Взрослые по необходимости оказывает детям практическую помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта.
Взаимодействие детей и взрослых в различных видах деятельности
по реализации проекта
Вид деятельности Мероприятия
Беседа -«Что мы знаем о деревьях?»;
-«Какие деревья растут на территории детского сада?»;
-«Зелё ные насаждения в городе: вчера, сегодня, завтра…»;
-«Чистый воздух – спасет наше здоровье!»(о пользе деревьев-кислород);
-«Профессии людей, занятых в выращивании деревьев»;
-«Зелёная аптека рядом с человеком» (удивительное целебное свойство деревьев);
-«Хозяйственное применение дерево»
-«Если б не было деревьев и растений», «Как хорошо будет если…».
Рассматривание Книг, иллюстраций:
-«Красная книга растений России»;
-«Деревья и их значение» (энциклопедии, коллекция пород деревьев);
-«Растения нашего детского сада»
Картин художников:
-«Березовая роща» И. И. Левитан;
-«Утро в сосновом бору», «Дубовая роща» И. Шишкин;
-«Февральская лазурь», «Рябинка» И. Грабарь;
Просмотр фильмов, мультфильмов:
-«Мудрые сказки тетушки Совы»; «Сказки старого дуба»;
-«Детские новости» (видео и презентации о деревьях и растениях) :
1) «Как деревья влияют на нашу жизнь?»,
2) «Деревья и растения – зеленые санитары планеты».
Чтение -«Где было пустое место» В. Берестов;
-«Экологические сказки», «Деревья – какие они?» Т. Шорыгина;
-«Почему у земли платье зелёное?», «Жизнь дерева»
А. Лопатина;
-«Разговор деревьев» М. М. Пришвин;
-«Берёзка белый сарафан надела»,«Деревья»
И. Токмакова;
-«Спор деревьев» К. Д. Ушинский;
-«Библиодерево» (чтение и разучивание стихов, загадок, легенд о деревьях).
Наблюдение -«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки);
-«Как родился листок у веточки);
-«По тропинкам любимых маршрутов» (прогулки по территории детского сада);
-«Метеостанция» (влияние погоды на деревья).
Творческое рассказывание -«Если бы я был экологом, лесником, ландшафтным
дизайнером …»;
-«Сказки на полянке у Старичка-Лесовичка» (составление сказок, историй, загадок о деревьях);
-«Край, в котором я живу» (творческое рассуждение о том, что я могу сделать для города).
Рассказывание из личного опыта -«Как я дома ухаживаю за растениями?»;
-«Зеленые друзья - возле дома моего».
Игра -Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья», «Путешествие в лес», «Мы дизайнеры участков». «Строим детский сад», «Фабрика по дереву».
-Подвижные игры: «Ветки и детки», «Деревья и ветер»; «Растения», «Назови дерево» и т. д.
-Игры – драматизации: «Лесная история», «О дружбе деревьев».
Экспериментирование -«Что выделяет растение?» (о выделении кислорода)
-«Для чего деревьям почки?»
-«С кем дружат деревья?» (зависимость роста от условий);
-«Приключения капельки» (значение воды для растений);
-«Секреты под микроскопом»
Продуктивная деятельность Рисование:
- «Белоствольная красавица»;
-«Чудо – дерево для мамы»;
-«Наш детский сад красив и зелен»;
-«Зелёный мир на подоконнике»;
-плакат «Не разжигайте огонь в лесу- берегите деревья!»,«Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»,
- буклет «Посади дерево - сделай жизнь чище…»
Лепка:
- «Моё любимое дерево»;
- «Елка - колкая иголка и чудо доктор-рябина».
Аппликация:
«Все деревья хороши, и полезны, и важны!»
Музыкальная деятельность - «Это называется природа» Ю. Чисков;
- «Времена года» П. И. Чайковский;
- «Мы на луг ходили, хоровод водили», «Во поле березка стояла»;
- «Берёзка» Е. Тиличеева, П. Воронько;
- «Дерево» Е. Кочеткова;
-«Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Трудовая деятельность -Акция «Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами, птичья столовая в детском саду);
-Акция «Веточка экологических пожеланий»;
-«Доброе братство дороже богатства» (нагребание снега
под деревья и кустарники, защита от грызунов; оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.);
-«Начинается весна - мы сажаем семена» (уход за огородом на подоконнике, уход за комнатными растениями и саженцами в мини-питомнике).
4 этап- подведение итогов, презентация проекта,
оформление портфолио проекта
Высадка саженцев туи на участке детского сада.
Подведение итогов
В результате проекта «От семечка к деревцу» предполагаемые результаты были достигнуты: были созданы условия для получения детьми элементарных представлений о деревьях (туи, которое растет на территории нашего детского сада
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали туи, отметили его роль как растения; изучали е влияние на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к природе, которая нас окружает, потому что она красива и целебна.
Детей заинтересовал данный проект, они принимали активное участие в беседах, с удовольствием пели, играли, заучивали стихотворения, экспериментировали. Научились изображать туи в разных видах продуктивной деятельности. Это способствовало развитию творческих способностей детей, наблюдательности и развитию воображения.
Знания о туи дети получали на занятиях по развитию речи, по формированию элементарных экологических представлений, в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, во время наблюдений на прогулках, через художественную литературу - чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, заучивание стихотворений.
Рассматривая с детьми иллюстрации о туи в книгах, энциклопедиях, во время бесед, у детей закреплялись знания о растении: его название, отличительные особенности по размеру корня, стебля, листьев.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, для чего нужны деревья и почему необходимо бережно относиться к природе.
Особое внимание уделялось игровой деятельности, проведению подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, настольно-печатных игр.
В период работы над проектом у детей пополнился словарный запас названиями деревьев, их отличительных особенностей, дети научились задавать вопросы, составлять с помощью взрослого рассказы-описания, сказки, загадки, тем самым развивать свое игровое творчество.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, формировались элементарные навыки исследовательской деятельности. Уголок природы пополнился новыми пособиями и дидактическими материалами по экологическому воспитанию детей.
В процессе работы над проектом создавались условия по воспитанию у детей чувства доброты, отзывчивости, любознательности, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями способствовали установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам экологического образования и воспитания дошкольников.
В результате повысился уровень экологической культуры родителей, их творческая активность - родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008.
2. Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ, Волгоград изд. «Учитель», 2008
4. Детская энциклопедия «Экология от А до Я». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 1997 год.
5. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры».
6. Николаева С. Н. «Юный эколог». Мозаика - Синтез Москва 2005г
7. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка-Пресс, 2002г.