Светлана Игнатова
Экологический проект. Огород на подоконнике по сказке «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Публикация «Экологический проект, Огород на подоконнике по сказке „Репка“» размещена в разделах
- Огород на окне по мотивам сказок
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Репка»
- «Репка». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель: познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук). Развитие интереса к исследовательской деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике.
Задачи проекта :
Для работы с детьми
1. Образовательные:
1. Дать знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, укропа, петрушки, редиса, салата, огурцов) их строении и условиях, необходимых для их роста.
2. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения;
3. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия
Развивающие:
1. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, поливать, углубление, условия, наблюдение, стрелка, семена, вода, солнце, земля,).
2. Развивать интерес к окружающему миру, экологическое мышление в процессе наблюдений.
Воспитательная:
1. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
5. Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Вид проекта :
По виду деятельности: познавательно – исследовательский;
По срокам проведения: краткосрочный ;
По составу участников: групповой.
Время реализации проекта : 20марта – мая 2020 года.
Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста №1 «ЦРР №284», родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки и д. р.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный (1 неделя) :
определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной (или этап реализации проекта) (8 недель) :
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
3. Заключительный (1 неделя) :
Выставка рисунков детей, презентация проекта : постановка сказки «Репка», презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
Цели:
1 этап – подготовительный
1. Беседа с родителями «Мини - огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимых атрибутов. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
2 этап – основной
1. Рассматривание книг, иллюстраций растений
2. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами
3. Отгадывание загадок про овощи и фрукты
4. Рисование: «Яблоко», «Фруктовое дерево», «Однажды хозяйка с базара пришла…» с использованием трафаретов
5. Лепка: «Морковка», «Яблоко», «Апельсины», «Огурчик»
6. Чтение художественной литературы:В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Ю. Тувим «Овощи», Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде», М. Бородицкая «Щи-талочка», И. Токмакова «Купите лук». Заучивание русской народной песенки "Огуречик - огуречик". Чтение русской народной сказки "Репка" с использованием театрализованной деятельности. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
7. Беседы: «Овощи и фрукты», «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Витамины с грядки». Знакомство и закрепление представлений об овощах и фруктах.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей с помощью пальчиковых игр по теме проекта.
9. Практическая деятельность:
- посадка лука. Вызвать интерес к выращиванию лука.
- Опыт – наблюдение за ростом лука. Формировать у детей умение замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и зерна.
- Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
- Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, шафраны, циннии, цинерия, помидоры). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
10. Дидактические игры
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Дидактическая игра: «Найди овощ (фрукт) по описанию»
Дидактическая игра: «Какой овощ (фрукт) я не назвала?»
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Дидактическая игра: «Вершки и корешки»
Дидактическая игра: «Отгадай овощи (фрукты) по вкусу или запаху»
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
11. Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин». Цель: Знакомство и закрепление представлений об овощах и фруктах. Знакомство и закрепление названия, формы и цвета предметов.
12. Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»
«Огуречик -огуречик»
«Пузырь»
«Соберем урожай»
«Кто скорей наполнит корзинку овощами и фруктами»
13. Пальчиковые игры:
«Мы делили апельсин»
«Засолка капусты»
«Варим щи»
«Компот»
14. Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Огород для детей»
- Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике»
- Создать у родителей радостное настроение.
3 этап – заключительный
- Выставка результатов творчества детей Демонстрация результатов работы по проекту
- Показ инсценировки сказки «Репка» Развитие творческих способностей детей
- Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике» Представление результатов реализации проекта
По реализации проекта «Огород на окне» ожидаются следующие результаты:
1. Дети познакомятся с овощами и фруктами.
2. У детей сформируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получат необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидят многообразие посевного материала.
5. Дети станут бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе будет создан мини - огород на подоконнике.
7. Дети станут более уважительно относиться к труду.
8. Родители примут активное участие в жизни детского сада благодаря участию в проекте «Огород на окне» совместно с детьми и воспитателями.
Библиографический список:
1. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. «Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 160 с.
2. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
3. Юматова Д. Б. «Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий.» - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.-192 с.
4. Николаева С. Н. «Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
5. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности: младшая группа» -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 144 с.
6. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа.» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 96 с.
7. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением».- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 80 с.
8. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа».- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с.
9. Калмыкова Л. Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Картотека тематических пальчиков пальчиковых игр». Волгоград. : Учитель. – 247 с.