Вахтомова Елена Викторовна
Экологический проект «Наш огород»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧДОУ Детский сад № 131 ОАО «РЖД»
«Наш огород»
(исследовательский проект)
Составила :
воспитатель 1 категории
Вахтомова Елена Викторовна
г. Екатеринбург
Паспорт проекта «Наш огород»
Тип проекта :
Долгосрочный (с мая по сентябрь, групповой, познавательно – исследовательский, творческий.
Интеграция образовательных областей: Познание, Здоровье, Труд, Художественное творчество, Коммуникация, Чтение художественной литературы.
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Наш огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в огороде.
Участники:
воспитатель
воспитанники группы
родители
Проблема проекта :
Как же растет картофель и что для этого надо?
Создать в детском саду огород.
Цель проекта :
- вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию картофеля.
-вызвать у детей познавательный интерес у детей к выращивании огородных культур.
-воспитывать трудолюбие.
Задачи проекта :
1. Учить детей ухаживать за картофелем.
2. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста и развития картофеля.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
4. Воспитывать бережное отношение к своему труду воспитанников.
5. Привлечь к работе проекта родителей
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно- развивающей среды по теме проекта. Проведение консультации для родителей
Предложить родителям приобрести карт. Для проекта Дети выбирают семенной материал, изучают правила ухода и потребности картофеля.
Этапы реализации проекта :
2 ЭТАП – реализация проекта
Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей
Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о картофеле.
Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности
Организация выставок, конкурсов:
- рисунков-аппликаций детей «Как растёт картофель»,
-«Угадай название овоща» и др.
- Беседы о том, как выращивают картофель на огороде,
- Рассматривание картофеля, посадка картофеля,
- Занятия с детьми:
«В мире растений»,
«Все начинается с семечка»,
«Посев картофеля»,
«Первые всходы»
- Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»,
«От какого овоща эта часть?» и др.
- Разучивание стихов, загадок, поговорок о картофеле.
Сочинение сказок о картофеле.
- Слушание и разучивание песен о картофеле.
- Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение картофеля»
- «Размножение, рост, развитие растений»
- «Условия, необходимые для жизни картофеля» :
Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. /
Вода / Выявить насколько вода необходима для роста картофеля/
Солнце/Определить роль солнца в жизни картофеля/
Человек/ Выявить насколько картофель нуждаются в уходе человека. Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за картофелем.
Участие в эстетическом оформлении «огорода»
Этапы реализации проекта :
3 ЭТАП – заключительный
Деятельность педагога Взаимодействие
с семьёй Деятельность детей
Проведение вторичной диагностики
Составление отчета о проделанной работе;
Оформление документации;
Подготовка презентации проекта. Выставка рисунков «Ах картошечка, картошка»
Изготовление поделок из картофеля и пластилина.
Работа с родителями по проекту «Во саду ли в огороде»
1. Провести индивидуальные беседы с родителями для участия их в проекте.
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта картофель для посадки.
3. Домашнее задание – с детьми отобрать неповрежденный картофель для посадки в огороде.
4. Создание совместных работ детей и родителей по проекту. Расширить представление у детей о применении картофеля в пищу.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся сажать и ухаживать за картофелем и познакомятся с условиями его роста.
2. У детей сформируются знания и представления о росте картофеля, о правильной и здоровой пищи, о бережном отношении к труду взрослых.
3. Ребята научатся изображать художественными способами овощные культуры.
Проблема:
Сможем ли мы вырастить картофель сами на нашем огороде?
Что мы знаем о картофеле?
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Картофель растет на грядке в деревне,
на даче, в поле.
Картофель это овощ.
Картофель можно использовать в пищу. Сможет ли вырасти картофель, если мы его сами посадим?
В каких условия лучше растет картофель?
Долго ли он растет?
Идея! Давайте посадим свой собственный огород!
Подготовка к проекту :
Деятельность педагога:
Подбор и изучение методической литературы
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Взаимодействие с семьёй
Проведение консультации для родителей
«Участие в проекте Во саду ли в огороде».
Предложить родителям приобрести для проведения проекта – землю, картошку для посадки для посадки.
Деятельность детей :
Первый этап :
Дети выбирают семенной материал, изучают правила ухода и потребности картофеля.
На втором этапе – реализации проекта дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растение - земля, растение - вода, растение-свет, растение - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т. д.
На третьем заключительном этапе производится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Проводилась работа с родителями. Планировались:
- индивидуальные беседы с родителями для участия их в проекте,
- домашние задания с детьми - отобрать неповрежденный картофель для посадки в огороде.
Было предложено:
- отобрать семенной картофельный материал для посадки.
- расширить представление у детей о применении картофеля в пищу путём совместного с ребёнком приготовления блюда из картофеля.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся сажать и ухаживать за картофелем и познакомятся с условиями его роста и внешним видом картофеля.
2. Познакомятся ухода за огородной культурой.
3. Сформируется бережное отношение к труду взрослых.
4. Ребята научатся изображать художественными способами овощные культуры.
Была проведена беседа с детьми. У нас возникла проблема: Что мы знаем о картофеле?
Оказывается, знаем мы о картофеле немало, но многое хотели бы ещё узнать. Например:
Сможет ли вырасти картофель, если посадим его мы?
В каких условия лучше растет картофель?
Долго ли он растет?
У детей появилась идея-создать огород.
Ребята действительно знают не мало о картофеле. Но были созданы проблемные ситуации, где ребята должны были проявить познавательную мотивацию:
Где взять семена? (Попросить у взрослых, купить в магазине, привезти с дачи.)
Кто будет ухаживать за картофелем? (Ухаживать будут дети с воспитателем.)
Каким образом можно добыть сведения о картофеле (Спросить у взрослых, подобрать худ литературу (стихи,загадки, пословицы, посмотреть мультфильмы, «Вершки и корешки».
Это дидактические игры, уголок самостоятельной художественной деятельности, альбомы с изображением овощей, подбор художественной литературы
Для проведения организационной деятельности
по проекту нужно было :
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки, материал по данной теме.
2. Подобрать материал: клубни картофеля и оборудование для опытов и экспериментов.
3. Составить перспективный план мероприятий.
На втором этапе – реализации проекта мы с детьми :
- Рассматривали иллюстрации, картины с изображением овощей сравнивали их по цвету, форме, размеру,
- Беседовали о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.
Работа над проектом проводилась в Непосредственно-образовательной деятельности, и в дидактических играх.
1 занятие. Изучение картин с изображением овощей, беседа о них.
2заннятие «В мире растений»
3 занятие «Посадка картофеля», 5 занятие «Овощи - это витамины»
4 занятие Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки». Обсуждение, разучивание стихотворений о картофеле.
5 занятие Чтение «Картошка среди овощей», разучивание пальчиковой гимнастики.
Д/игры
«Назови овощ по описанию», «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?»,
«Назови по описанию»
Так же были проведены эксперименты с картофелем где мы рассматривали и сравнивали клубни картофеля и луковицы и сажали картофель.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение картофеля», «Условия, необходимые для роста картофеля», «Размножение, Рассматривание и сравнения клубней картофеля и луковиц и посадка картофеля
Ребята имели представление о последовательности предстоящей работы:
Что планировалось? Какие действия были произведены? Что получилось в результате.
• Ребята приготовили для работы на огороде : лейки, совочки, грабельки.
Влияние почвы на рост и развитие картофеля.
Для опыта был закуплен почвогрунт для овощей.
нужно было подобрать семена – клубни картофеля, подготовить почву для высадки, посадить клубни в землю, наблюдать за ростом растений, поливать.
Проводилось занятие- исследование: «Свойства почвы». Мы узнали, какая нужна почва для посадки картофеля, выяснили свойства почвы.
Вывод: для роста и развития картофеля необходима плодородная почва.
Влияние воды для роста и развития картофеля
Вода
Проводилось занятие - эксперимент: «Вода и картофель»
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста картофеля.
Материал, оборудование: контейнеры с землей и проросшим картофелем (один поливают регулярно, второй не поливают)
Вывод: для роста и развития картофелю нужна вода.
Влияние света для роста и развития картофеля.
Свет
Цель: Определить роль света в жизни картофеля.
Материал, оборудование: контейнеры с землей и проросшим картофелем (один стоит на солнышке, другой поместили в темное помещение)
Влияние отсутствия света на рост и развития картофеля.
Темнота
Цель: Определить насколько темнота влияет на рост картофеля.
Материал, оборудование: горшок с картофелем поставили в темное место, и поливали.
Вывод: для роста и развития картофеля нужен свет.
Влияние холода на рост и развития картофеля.
Холод
Цель: Выяснить насколько холод влияет на рост картофеля.
Материал, оборудование: горшок с картофелем (поставили на холодный балкон).
Вывод: для роста и развития картофеля нужно тепло.
Как влияет уход на рост и развития картофеля.
Уход
Цель: Выявить, насколько картофелю необходим уход человека.
Материал, оборудование: контейнеры с землей и картофелем (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю).
Вывод: для роста и развития картофеля необходим уход.
К продуктивно – творческой деятельности детей подключили и родителей. На собрании мы рассказывали о проекте, его целях и задачах, сделав акцент на то, что без помощи и участия родителей дома будет трудно осуществить задуманное.
Родители вместе с детьми рисовали, готовили блюда, читали художественную литературу, подготовили альбом «Что я знаю о картофеле?», а также мастерили поделки из картофеля.
Продуктивно – творческая работа детей дома
рассматриваем, трудимся рисуем
Чтение худ литер, рисование, продуктивная деятельность.
Заключительный Этап реализации проекта
Мы подвели итоги реализации проекта.
Оформили выставку рисунков - аппликаций детей.
Сделали выводы по реализации проекта : Картофель может вырасти в огороде. Для его нормального роста и развития необходимы плодородная почва, вода, свет, тепло и уход.
Мы получили следующие результаты по проекту «Во саду ли в огороде»
Был разбит «Огород». 2. Дети научились ухаживать за картофелем и познакомились с условиями его содержания
3. У детей сформировались знания о росте и развитии картофеля.
80% родителей были вовлечены в работу над проектом.
Дети отражали в своих работах по рисованию как рос картофель, пытались отразить через продуктивную деятельность условия влияющие на рост.
Я считаю, что использование проектной деятельности в работе – несё т положительные результаты: сформированы начала экологической культуры у детей; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы: у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, он и постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Родители совместно с детьми принимали активное участие в работе над проектом : в сборе материала для продуктивной деятельности детей, в подборе литературы.
Активное участие родителей в работе над проектами доказывает, что родителей волнует то, над чем мы работаем с детьми. Например: во что мы будем сажать картофель? Какой картофель нужен для посадки : проросший или нет.
Совместная деятельность детей и родителей позволила увидеть взаимоотношения детей и родителей в семье, помогла выявить интересы детей и рационально спланировать работу с родителями; благодаря налаженным контактам сложилась непрерывная цепочка: воспитатель - ребенок - родители - воспитатель.
Совместная системная работа с родителями помогает детям обогащать знания об окружающем, развивать способности и наклонности в разных видах деятельности, развивать речь и мышление, получать уроки коммуникативной культуры, учиться справляться с проблемными ситуациями.
Родители поняли важность своего личного участия в процессе воспитания и образования детей.
Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению, вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс своей группы.
Анализ проведённой совместной проектной деятельности позволил сделать следующие выводы:
• Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Участники проекта - дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру.
• Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Проект можно развивать, пополнять новыми проблемами и способами их решения, (участники - дети, родители, педагоги).
Проект при желании педагогов можно воспроизвести в условиях любого детского сада. При реализации проекта, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс достаточно эффективно.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.