Марина Кузык
Экологический проект «Огород на подоконнике» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность: Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
Темочки:
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Цель проекта : сформировать первоначальное представление детей об окружающем мире, овощных культурах, их выращивании в комнатных условиях.
Задачи проекта
- формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Проект : краткосрочный.
Срок реализации проекта : апрель - май 2022 г.
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Участники проекта : воспитатели, дети второй группы раннего возраста, родители воспитанников.
Оборудование и материалы; горшки с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Предполагаемый результат:
Для детей: формирование первоначальных знаний о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают; первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание работы Срок
Подготовительный Поисковая работа по подбору иллюстративного материала; литературных произведений; информационного материала о растениях; дидактических, подвижных игр; создание условий для организации работы: приобретение контейнеров, почвы, семян. 01.04.2020-
03.04.2020
Основной Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян и луковиц (огурец, морковь, лук, горох)
• посадка: огурец, лук, горох, морковь ;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей
выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса: посадка, полив, рыхление;
-- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- рассада всходов;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры;
-пальчиковые гимнастики, физминутки;
-подвижные игры. 04.04.2022-
28.04.2022
Заключительный
анализ полученных результатов;
презентация проекта «Огород на окне». 29.04.2022
Активизация словаря: огурец, лук, морковь, укроп, горох, редис, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Работа над проектом с детьми :
Познавательно – исследовательская деятельность (НОД) :
- рассматривание растений (понятия большой - маленький; один - много);
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
Развитие речи (беседы, чтение художественной литературы, разучивание потешек, стишков, отгадывание загадок);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);
Работа с родителями
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- обсуждение темы проекта;
- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
- организация участия родителей в оформлении «мини – огорода»;
-памятка для родителей «Чем полезен огурец»;
-подборка литературы про овощи с участием родителей.
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия Цели Ответственные
1 этап подготовительный
Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования Воспитатели.
Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатели.
Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике». Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатели. ,
родители.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала об овощах (энциклопедии, дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». Воспитатели,
родители.
Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, семян, бросового материала для оформления Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. Воспитатели,
родители.
Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели.
2 этап – основной
Рассматривание иллюстрации о растениях, беседы с детьми. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях. Воспитатели.
НОД по развитию речи - «Репка» (большой - маленький) Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др. Воспитатели.
Д/И «Что растет на огороде» Выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека Воспитатели.
П/и «Огуречик» Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. Воспитатели.
Хороводная игра «Огородная хороводная» учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. Воспитатели.
Лепка «Огурец» учить передавать форму овощей. Воспитатели.
Пальчиковые гимнастики «Огород»
«Капуста»
«Овощи»
«В нашем огороде»
«Есть у нас огород» Воспитатели.
Д /и «чудесный мешочек». Обогащение чувственный опыт детй в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств,
предметов (величина, цвет, отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Воспитатели.
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами, фруктами. Познакомить с фольклорными произведениями, связанными, овощами, фруктами. Воспитатели.,
Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование с детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. Воспитатели.
Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание. Воспитатели.
Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представления детей об овощах и фруктах. Воспитатели.
3 этап – заключительный
Подведение итогов. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. Воспитатели.,
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта. Обобщение опыта работы. Воспитатели. ,
Заключение
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с овощами, получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2. В «Зимнем саду» был создан мини - огород.
4. У детей формируется интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
5. Проводимая работа позволила воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду взрослых.
7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
8. Участники проекта получили положительные эмоции.
Список использованной литературы
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2017.
2. Комарова Н. Г., «Мир, в котором я живу» / Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова /. - М. : 2016.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2020.
4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2016.
5. Интернет ресурсы