Юшина Ольга
Консультация для воспитателей «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Также кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Поэтому одной из главных задач логопедической работы стала - создание такой коррекционной образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.
Изучая педагогический опыт коллег, различное описание системы применения подобных технологий. Наиболее удобным считаю деление здоровье сберегающих технологий на три категории:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём использование здоровье - сберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей.
Задачи:
• изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу сберегающие технологий.
• разработать картотеку упражнений по развитию здоровьесберегающих технологий, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
• планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, картотек.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
К ним относятся:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционную гимнастику я провожу традиционно на занятиях по коррекции звукопроизношения, рекомендую определенные комплексы для работы воспитателей, провожу семинары-практикумы для родителей, чтобы они также могли заниматься с ребенком дома по заданию логопеда.
Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия.
Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания. На занятиях я широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха. Работу провожу в общепринятой последовательности согласно следующим разделам: Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз.
Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнения.
Важной сферой применения здоровье сберегающих технологий является сохранение и стимулирование психического здоровья детей. Следовательно, детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровье сберегающие технологии:
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия и имеют определенную специфику организации: каждое упражнение включает в деятельность фантазию, эмоции и движения ребенка так, чтобы через их единство ребенок учился произвольно действовать на каждый из элементов триады. Все упражнения и игры проводятся на сюжетно-ролевом содержании.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Прежде всего, это обучение детей различным видам массажей и самомассажей.
Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрирую самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.
Упражнения на самомассаж мышц языка:
- «Поглаживание языка губами» - просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта; постепенно убирать язык в полость рта. «Пошлепывание языка губами» - просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
Коррекционные технологии
Логоритмика – также одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. В системе логоритмических упражнений также выделяется фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.
Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения провожу с детьми и на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Все их можно условно разделить на блоки:
- развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта,
-развитие кинетического компонента двигательного акта, динамическая координация движений,
- развитие реципрокной координации движений рук.
Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах. Особенно важен массаж Су Джок-кольцом. Массаж пальцев массажером «кольцо» способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности, оказывает профилактическое общеукрепляющее действие. Эту работу провожу индивидуально.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровье сбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребенка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.